Анализ компании

Анализ компании

SWOT анализ (сильные и слабые стороны)

Анализ сильных и слабых сторон помогает вам структурировать картину вашей организации или компаний конкурентов. Вы оцениваете соответствующие сильные и слабые стороны как с точки зрения рынка, так и с точки зрения бизнес-системы.

Анализ силы / слабости может использоваться для оценки того, как клиент воспринимает вашу компанию по сравнению с конкурентами. 

Знание сильных и слабых сторон собственной компании служит для оценки сегмента, в котором компания может извлечь максимальную выгоду из возможностей, а также в какой степени на нее будут влиять риски выхода на новые рынки. Последовательное определение сильных и слабых сторон с точки зрения рынка и конкуренции также помогает объективно воспринимать факторы, критически важные для достижения успеха.

Анализ сильных / слабых сторон может быть выполнен на разных уровнях. С одной стороны, акцент может быть сделан на конечных продуктах, а затем на том, как компания (или сегмент бизнеса) воспринимается в каждом из обслуживаемых сегментов рынка. С другой стороны, анализ сильных и слабых сторон может относиться к бизнес-системе, и в этом случае проводится конкурентное сравнение на уровне отдельных этапов создания стоимости.

Анализ с точки зрения рынка

Анализ с точки зрения рынка предполагает, что сегментация рынка, на котором работает компания, уже проведена на предварительном этапе. Факторы успеха теперь собираются индивидуально для каждого сегмента, часто в зависимости от региона (за исключением глобальных рынков). Этот подход основан на предположении, что требования клиентов в большинстве случаев сильно различаются между отдельными сегментами. Например, клиенты в одном сегменте придают большое значение технологическому сотрудничеству, в то время как в другом сегменте цена является основным фактором.

Чтобы исследовать факторы успеха с точки зрения рынка, интервью с торговым персоналом обычно являются хорошей основой. Однако результаты этих исследований должны быть подтверждены и уточнены с помощью репрезентативных опросов клиентов, в противном случае их объективность и качество могут быть очень низкими. Проверенный подход заключается в том, чтобы сначала определить ключевые факторы успеха, а затем взвесить их. 

Факторы успеха можно найти, например, в следующих областях:

  • Особенности технологии / продукта;
  • Ассортимент продукции;
  • Качество;
  • Цена;
  • Отношения с клиентами;
  • Логистика;
  • Обслуживание;
  • Эффективные бизнес-процессы;
  • Маркетинг.

Желательно описать факторы успеха как можно точнее, чтобы впоследствии у всех участников было общее понимание. Например, качество может означать необычайно высокое качество изготовления, но это также может означать как очень маленький диапазон колебаний отклонений изделий от стандартов самого низкого качества.

После того, как факторы успеха определены и взвешены, необходимо оценить собственную компанию по сравнению с сильнейшим конкурентом. Мнение торгового персонала может обеспечить хорошую основу, но в обязательном порядке должно быть подтверждено и уточнено путем письменных или устных опросов клиентов. В дополнение к сравнению с самым сильным конкурентом, имеет смысл провести сравнение с вымышленным «самым лучшим конкурентом».

Если компания получает более высокий рейтинг по сравнению с самым сильным конкурентом, то это является показателем силы. Если же конкурент оказался лучше – это означает слабость. Важность сильных и слабых сторон для успеха на рынке можно рассчитать из ранее назначенных весов. 

Анализ с точки зрения бизнес-систем

Процедура анализа с точки зрения бизнес-систем во многом соответствует анализу с точки зрения рынка. Однако вместо сегментов рынка здесь анализируют отдельные этапы создания стоимости бизнес-систем. 

Все виды деятельности, которые являются частью бизнеса, даже если они выполняются сторонними организациями, должны быть включены в итоговую таблицу. Для каждого из этапов создания стоимости факторы успеха должны быть получены с точки зрения их важности для клиента. Сила определяется в том случае, когда компания работает лучше, чем конкуренты, а слабость в случае получения худших результатов по сравнению с конкурентами. Вывод факторов успеха и их оценка аналогичны анализу с точки зрения рынка. 

Вот несколько примеров факторов успеха в каждой деятельности:

  • Исследования и разработки: технологическая зрелость, наличие и срок действия патентов, время выхода на рынок, доля продаж новых продуктов;
  • Производство: производственный процесс, производственные мощности, степень собственного производства или доля добавленной стоимости, остающаяся в компании, местоположение;
  • Маркетинг и продажи: ценность бренда, интенсивность и качество рекламы, каналы сбыта, дистрибуция, охват соответствующего рынка;
  • Сервис: плотность обслуживания сети, скорость и качество обслуживания, объем гарантийного обслуживания.

Анализ бизнес-модели

Описание бизнес-модели компании или сферы деятельности иллюстрирует, как компания управляет своим бизнесом и создает добавленную стоимость. Это исследование может выявить недостатки и выявить потенциал для улучшения ведения бизнеса. Сравнивая эти показатели с конкурентами, компания может увидеть какие изменения происходят и оценить будет ли ее собственная бизнес-модель продолжать приносить прибыль в будущем. Кроме того, анализ бизнес-модели служит для формулирования и оценки новых бизнес-идей.

Бизнес-модель – это модульное описание бизнеса. Степень абстракции зависит от того какие именно цели преследуются. Хотя бизнес-модели в основном создаются для отдельных компаний или сфер бизнеса, они также могут описывать целые отрасли.

Анализ бизнес-модели состоит из трех основных элементов:

  • Ценностное предложение описывает выгоды, которые клиенты или другие партнеры компании могут извлечь из отношений с компанией; 
  • Архитектура добавленной стоимости показывает, как генерируются выгоды для клиентов;
  • Модель доходов показывает, как компания создает ценность для своих владельцев в результате своей деятельности.

Цепочка ценностей (по Портеру)

Если вы хотите проанализировать компанию, то всегда возникает вопрос, на какие области вы ее делите для того чтобы более внимательно изучить отдельные компоненты. Цепочка создания стоимости Майкла Портера, вероятно, является наиболее распространенным представлением деятельности компании и может быть легко адаптирована к любой компании.

Опираясь на нее, можно проводить дальнейшие анализы, например, сравнительный анализ различных компаний на уровне отдельных этапов создания стоимости или анализ аутсорсинга. Цепочка создания стоимости также должна прояснять ценность, которую компания создает посредством всей своей деятельности.

Модель цепочки создания стоимости является расширением анализа бизнес-модели – деятельность компании разбита на основные и вспомогательные виды деятельности. Основными видами деятельности являются цепочки от производства продукции до продаж и обслуживания клиентов: 

  • входящая логистика;
  • производство; 
  • маркетинг и продажи; 
  • исходящая логистика; 
  • постпродажный и гарантийный сервис. 

Вспомогательные виды деятельности не вносят непосредственного вклада в производство или продажу, но необходимы для осуществления основных видов деятельности:

  • развитие инфраструктуры; 
  • людские ресурсы; 
  • развитие технологий; 
  • закупки. 

В зависимости от релевантности для компании и цели анализа отдельные виды деятельности могут быть подразделены более детально. Например, производство можно подразделить на само производство и окончательную сборку продукции, маркетинг и продажи в сфере рекламы, стимулирование сбыта, обслуживание на местах и ​​управление продажами. Постпродажный сервис может быть разбит на обслуживание клиентов, консультации по приложениям, техническое обслуживание и ремонт, разработку технологий в области фундаментальных исследований, исследования и разработки приложений.

Более сильная систематизация возможна, если провести различие между прямой, косвенной и деятельностью по обеспечению качества. Непосредственные действия служат для создания ценности для клиента (например, дизайн продукта, окончательная сборка, обслуживание на месте). Косвенные действия позволяют непрерывно выполнять прямые действия (например, техническое обслуживание, управление продажами). Наконец, мероприятия по обеспечению качества обеспечивают надлежащее начальное качество для последующих действий (например, мониторинг производственных операций и окончательная проверка).

Анализ производственных (отраслевых) затрат

Анализ производственных (отраслевых) затрат используется для анализа относительной себестоимости ключевых торговых позиции компании. Эффекты изменений в цене, спросе или предложении моделируются, а позиции затрат определяются по сравнению с конкурентами и показываются на итоговой диаграмме. На основании полученных данных можно смоделировать влияние изменений в объеме спроса, уровня цен и емкости рынка. Эти выводы подтверждают оценку дальнейшего стратегического планирования развития бизнеса. 

Основное применение анализа отраслевых затрат на товарных рынках. Там где преобладает ценовая конкуренция, а стоимость продуктов разных поставщиков отличается последовательным и предсказуемым образом.

Анализ включает в себя следующие элементы:

  • Денежные затраты на единицу продукции (кг, тонну, шт): указывается сумма переменных затрат (сырье и эксплуатационные ресурсы), прямых постоянных затрат (заработная плата, обслуживание оборудования) и накладных расходов;
  • Обязательные платежи и погашение обязательств на единицу продукции: указываются непогашенные кредиты, займы, обязательные расчеты с учредителями и т.п.;
  • Налоги и акцизы на единицу продукции;
  • Средняя цена продажи единицы продукции.

Методология сбора информации

Анализ структуры промышленности (Пять Сил) по Майклу Портеру

Матрица стратегического планирования BCG (Boston Consulting Group)

Сценарии будущего развития как инструмент инновационной стратегии

Управление бизнес-процессами (УБП)

Макроэкономический анализ

Анализ заинтересованных сторон

Сравнительный анализ (бенчмаркинг)

Анализ конкурентов

Анализ клиентов и товаров

Анализ отрасли

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемь + один =

Пролистать наверх