Концепция кривой опыта как достижение эффекта масштаба

Концепция кривой опыта как достижение эффекта масштаба

Увеличение количества товаров приводит к падению себестоимости за единицу. Концепция кривой опыта подкрепляет этот известный эффект статистической моделью, которая делает конкретные прогнозы относительно развития удельных затрат и, таким образом, позволяет компаниям разрабатывать совершенно новые стратегии.

Концепция отражает взаимосвязь между производственными затратами и используется в качестве основы для разработки стратегии в качестве отправной точки для мер снижения затрат.

Экономия от масштаба: снижение удельных затрат при увеличении объема производства

Ключевой смысл концепции кривых опыта заключается в том, что увеличение собственной доли рынка ведет к увеличению количества единиц и, в то же время, снижению удельных затрат (себестоимости). Этот подход основан на опыте, согласно которому 

удельные затраты могут, как правило, уменьшаться примерно на 20-30 процентов при каждом удвоении совокупной нормы производства

Ход кривой опыта обеспечивает долгосрочную оценку стоимости и показывает потенциал снижения затрат, который может быть достигнут при увеличении нормы производства. Эффект кривой опыта не появляется автоматически, скорее, он связан с выявлением потенциала снижения затрат, который может быть реализован посредством соответствующих оперативных мер в управлении затратами.

Основными факторами, влияющими на возникновение эффекта кривой опыта, являются:

  • Меры по рационализации технологического производства;
  • Технический прогресс.

Низкие цены увеличивают продажи, что, в свою очередь, приводит к увеличению производства, а затем, согласно концепции кривых опыта, к снижению удельных затрат.

Последствия роста и ценовой стратегии

Согласно эффекту кривой опыта, поставщики с самой большой долей рынка имеют самый высокий потенциал снижения затрат. Таким образом, стратегическим следствием концепции кривой опыта является предположение о лидерстве на рынке через лидерство по затратам. 

Исходя из этой концепции, компании должны работать на рынках, которые позволяют расширять доли рынка за счет конкурентов, или стремиться к росту рынков, которые обещают высокий потенциал объема, и на котором возможно занять лидирующую позицию.

Целью данной стратегии является завоевание высокой доли рынка, вытеснение существующих конкурентов и создание барьеров для входа потенциальных конкурентов. Поэтому начальная цена устанавливается ниже максимальной цены прибыли, а иногда даже ниже себестоимости. Таким образом, компания инвестирует в расширение доли рынка, чтобы в будущем воспользоваться эффектом кривой опыта. 

Критические оценки концепции кривой опыта

Хотя эта концепция широко распространена в теории и на практике, не в последнюю очередь потому, что она является частью основ концепции портфеля Boston Consulting Group, она подвергается многочисленной критике.

Одно из основных критических замечаний заключается в том, что кривая опыта не может претендовать на какую-либо общую обоснованность, поскольку не все конкурирующие поставщики имеют одинаковую кривую опыта. Кроме того, отмечается, что предполагаемые общие условия неограниченной производственной мощности в связи с неограниченными возможностями сбыта могут быть реализованы на практике только в достаточно ограниченной степени.

Помимо этого, концепция кривой опыта никак не включает возможные реакции конкурентов или влияние инноваций в области технологий и продуктов, которые могут оказать соответствующее влияние на кривую опыта или соответствующие доли рынка.

Предполагаемая монокаузальная связь между совокупным объемом продаж и динамикой цен также рассматривается критически, поскольку цена не является единственным инструментом политики продаж, а динамика цены / продаж зависит от множества факторов.

Вывод

Несмотря на обширную критику, важность концепции кривой опыта заключается в возможности выявить связи между долей рынка, ценовой политикой и влиянием кривой опыта. Она обеспечивает основу для прогнозирования затрат и показывает отправные точки для формирования рекомендаций для действий в рамках конкурентной стратегии.


Стратегическое планирование бюджета через нулевое базовое бюджетирование

Бизнес модель Canvas

Матрица стратегического планирования BCG (Boston Consulting Group)

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 − один =

Пролистать наверх