Для ведения бухгалтерского учета в полной мере на предприятии и у индивидуального предпринимателя необходим грамотный и профессиональный главный бухгалтер. Однако нередки случаи, когда в целях экономии руководитель либо нанимает на работу неквалифицированного специалиста, либо решает доверить ведение бухучета кому-то из родственников, либо переоценивает свои силы и занимается учетом сам.

Впоследствии такие решения способны серьезно ударить по кошельку не только предприятия в целом, но и самого руководителя. В большинстве случаев на ошибки в бухгалтерском учете может указать налоговая служба в ходе проверки. Не нужно напоминать, что наказывать фискальные органы предпочитают в основном материально.

Кроме того, частичное ведение либо полное отсутствие бухгалтерского учета за кажущейся экономией таит в себе массу неудобств для руководителя предприятия:

  1. В первую очередь невозможно составить полную картину финансово-хозяйственной деятельности предприятия – оценить возможные риски, проанализировать статьи расходов, увидеть состояние расчетов с контрагентами, отследить движение товарно-материальных ценностей и многое другое.
  2. Без полноценного ведения бухучета невозможно составление достоверной налоговой и финансовой отчетности. Сдача отчетов с искаженными данными влечет за собой штрафные санкции и арест всех банковских счетов предприятия, что на практике означает прекращение поступления денежных средств, и, как следствие, всей деятельности предприятия в целом.
  3. Любой банк при оформлении кредита на организацию, прежде всего, затребует отчетную документацию, чтобы оценить рентабельность предприятия и его способность вернуть денежные средства. При отсутствии такой информации бюджет организации останется без финансовых вливаний.
  4. Отсутствие полноценного ведения бухгалтерской отчетности роняет престиж предприятия в глазах контрагентов. Даже элементарное проведение акта сверки расчетов превращается в настоящее испытание! Такое возможно только на микропредприятиях или у индивидуальных предпринимателей. Вряд ли серьезная организация согласится работать с фирмой, которая пренебрегает ведением у себя бухгалтерского учета.

Когда необходимо заняться восстановлением бухгалтерского учета:

  • Бухгалтерский учет не велся «в принципе», либо в течение длительного времени.
  • Первичные документы занесены в базу с ошибками.
  • Выявлены расхождения с контрагентами при проведении совместных актов сверки.
  • Планируется налоговая проверка.
  • В отчетности выявлены нестыковки и грубейшие ошибки.
  • Подходит время сдавать годовой отчет, а «конь не валялся» в бухгалтерском поле.

Справиться самостоятельно с этой задачей, скорее всего, не получится. Предпочтительнее нанять аудиторскую контору, которая привлечет специалистов в бухгалтерском учете и поможет начать учет с нуля или возобновить уже имеющийся. Это очень трудоемкий процесс, в зависимости от степени сложности, он может занять довольно длительное время.

Возможно частичное или полное восстановление бухгалтерского учета. Частичное проще и быстрее, поскольку восстанавливаются данные какого-то конкретного раздела. Полное подразумевает анализ и восстановление всей системы бухучета предприятия. Такой тип восстановления для удобства поделен на этапы.

Этапы восстановления бухгалтерского учета:

  1. Проверяется имеющаяся первичная документация, ее оформление и соответствие налоговой отчетности. Если отчеты также отсутствуют, можно отправить запрос в налоговую инспекцию с просьбой выдать дубликаты.
  2. Если в первичной документации обнаружены ошибки, вносятся корректировочные записи.
  3. Выявляются и восстанавливаются недостающие документы. Если они имеются в электронном виде в бухгалтерской программе, много времени этот процесс не потребует. Если же по каким-то причинам программы нет, тогда необходимо связаться с контрагентами и запросить у них оригиналы или заверенные копии документов, подтверждающих проведенные сделки.
  4. На основании полученной документации в программе корректируют или вносят заново начальные остатки, проверяют правильное отображение всех совершенных хозяйственных операций.
  5. Систематизировав все имеющиеся данные, необходимо составить корректирующую отчетность в налоговую инспекцию, если восстановленные данные влияют на формирование налоговой базы, или сдать отчеты за текущий период.
  6. Напоследок специалисты нашей компании могут дать рекомендации, как избежать ошибок в ведении бухгалтерского учета в будущем.

Как видно, восстановление бухгалтерского учета возможно. Цены на услугу по восстановлению бухгалтерского учета в нашей компании можно посмотреть здесь (подробнее…).

Будем рады видеть Вас среди наших клиентов!