Методология сбора информации

Методология сбора информации

Каждый руководитель знает, что стратегически важные решения должны основываться на всестороннем анализе имеющейся информации. Но в современном мире при огромном количестве информации бывает чрезвычайно сложно найти конкретный ответ на свой вопрос. Ведь поток информации, с которым нам всем приходится ежедневно иметь дело, неуклонно растет. 

Проблемы, с которыми можно столкнуться при сборе информации, можно обойти путем адекватной подготовки процесса сбора информации и применения правильных методов по сбору и анализу. Предлагаем вам рассмотреть следующий методический подход для работы с информацией.

Проблемы сбора информации

Неопределенность – для принятия стратегических решений необходима информация о будущем. По большей части, однако, точные прогнозы часто основаны на неопределенных (бездоказательных) предположениях.

Сложность – будущие события часто зависят от множества различных факторов, которые влияют друг на друга. Даже если сами связи очевидны, небольшие отклонения в одном факторе могут привести к совершенно разным конечным результатам.

Субъективность (предвзятость) – проведением анализа занимаются люди, которые имеют субъективное восприятие мира и фильтруют информацию в соответствии со своим опытом, способностями или предпочтениями.

Методы сбора информации

Существует множество методов сбора информации. Для качества информации, получаемой с точки зрения предполагаемой цели, и для затрат на сбор информации крайне важно использовать правильные методы.

Качество информации

Прежде чем начать собирать информацию, необходимо рассмотреть (и желательно записать) с какой целью требуется собрать информацию. Анализы, которые «относятся к теме», но не дают большой выгоды для принятия решения, не имеют значения и не должны использоваться в смысле эффективного использования ресурсов.

Срок действия и актуальность

Информация, которая ближе всего по временной шкале к началу сбора, должна быть собрана в первую очередь. Устаревшие исследования не должны использоваться при проведении анализа.

Надежность и достоверность

Ошибки обследования, измерения и оценки должны быть сведены к минимуму. Необходимо включать параллельное использование различных измерительных инструментов (для обеспечения согласованности) или повторение исследования в разное время (для обеспечения стабильности). Во многих случаях простая проверка достоверности уже может показать слабые стороны полученной информации.

Объективность

Зависимость результатов от “человеческого фактора” должна быть сведена к минимуму. Это особенно верно для информации, которую можно трактовать под различным углом.

Этапы сбора и анализа информации

Подготовка

Вначале формулируется вопрос, на который необходимо получить ответ. Например, «анализ привлекательности китайского рынка» с точки зрения российского производителя нефтехимической продукции можно разбить на следующие вопросы:

  • Как будут развиваться рынок и конкурентная среда нефтехимической промышленности Китая в ближайшие десять лет? Точнее, как будут развиваться спрос, предложение и рыночные цены на отдельные товары?
  • Какие возможности выхода на рынок доступны для нашей компании с учетом имеющихся возможностей?
  • Какую долю рынка мы сможем завоевать на китайском рынке? 
  • Какую прибыль нам следует ожидать?

Создание различных диаграмм может помочь в процессе структурирования и наглядной визуализации тенденций.

На основе оперативной проблемы должен быть подготовлен план анализа. Он включает в себя модели и методы анализа, которые будут использоваться, с учетом существующего информационного статуса, а также времени и ресурсов. 

Подход, основанный на гипотезах, часто оказывается полезным. Для каждого из рассматриваемых вопросов разрабатывается гипотеза, которая состоит из утверждения, считающимся наиболее вероятным. Пример: «Гипотеза: поставки в Китай резко возрастут, поскольку будут наращиваться как локально высокие нефтехимические мощности, так и избыточные мощности на Ближнем Востоке, что приведет к увеличению импорта».

Сбор данных

Во время последующего выполнения сбора данных необходимо соблюдать осторожность, чтобы минимизировать влияние источников ошибок, описанных выше. Информация может быть получена как из первичных, так и из вторичных источников данных. 

Поскольку фактическое обследование или оценка часто показывает качество полученной информации, может возникнуть необходимость в корректировке процедуры анализа. Например, использовать дополнительные вторичные источники или специальные методики для проверки полученных результатов. 

Первичные и вторичные источники информации

Источники информации могут быть классифицированы как первичные или вторичные.  

Если информация для стратегического анализа собирается независимо от проведенных ранее исследований, то это называется сбор первичных данных. Однако по многим вопросам имеет смысл прибегнуть к уже имеющейся информации, так называемым вторичным данным, которые ранее собирались для аналогичных или других целей. Их преимущество состоит в том, что они доступны и зачастую дешевле. Однако часто эта информация недостаточно актуальна или не подходит для рассматриваемой проблемы. 

Внутренние источники

  • Данные бухгалтерского и оперативного учета; 
  • Статистика продаж и заказов;
  • База данных;
  • Архивные данные.

Внешние источники

  • Официальная статистика;
  • Отраслевые и специализированные отчеты;
  • Информация из научных институтов и ассоциаций;
  • Информация из технической и общей литературы;
  • Международные базы данных.

Оценка и интерпретация данных

Теперь следует провести оценку и интерпретацию полученной информации. Первоначально она состоит из объединения, суммирования и обработки данных. Для этой цели доступны многочисленные статистические методы. Из большого количества собранных данных необходимо сделать итоговые выводы. Поскольку целью анализа является картина будущего развития, часто используется метод представления тренда. Это основано на предположении, что события из прошлого будут продолжаться в будущем. 


Анализ компании

Анализ структуры промышленности (Пять Сил) по Майклу Портеру

Матрица стратегического планирования BCG (Boston Consulting Group)

Сценарии будущего развития как инструмент инновационной стратегии

Управление бизнес-процессами (УБП)

Макроэкономический анализ

Анализ заинтересованных сторон

Сравнительный анализ (бенчмаркинг)

Анализ конкурентов

Анализ клиентов и товаров

Анализ отрасли

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  Пролистать наверх