Анализ конкурентов

Вопрос о том, как вы оцениваете себя по сравнению с конкурентами и как они планируют действовать в будущем – очень важный вопрос для любой компании. Неважно, идет ли речь об управлении компанией, продажах или производстве. 

Анализ конкурентов используется для выявления сильных и слабых сторон компании по сравнению с ее прямыми конкурентами, а также  для прогнозирования будущего поведения ее конкурентов. Для выявления сильных и слабых сторон рекомендуется провести сравнительный анализ. Прогноз будущего конкурентного поведения основан на формировании стратегических групп. Соответствующие конкуренты анализируются на предмет их текущего поведения, что позволяет сделать выводы о их будущих действиях.

Как часть внешнего стратегического анализа, анализ конкурентов предоставляет важную информацию для принятия стратегических решений. Он показывает насколько хорошо компания удовлетворяет потребности своих клиентов по сравнению с другими компаниями. Кроме того, анализ дает представление о сильных и слабых сторонах.

Идентификация и сегментация конкурентов

В начале анализа конкурентов возникает вопрос о том, а кто же является нашими конкурентами? В принципе можно рассматривать все компании, которые предлагают аналогичные продукты или услуги и воспринимаются клиентами как заменители (сегодня или в будущем).

Следующий шаг – разделить конкурентов на стратегические группы. Компании в одной группе характеризуются схожим конкурентным поведением или схожими стратегиями. Разграничение может происходить, например, на основе:

  • Степень специализации продукта (полный спектр продажи, различные типы нишевых поставщиков);
  • Целевые потребительские сегменты (массовый рынок, «технологический авангард» и т.п.);
  • Используемые каналы сбыта (через дилеров, прямые продажи и т.п.); 
  • Качество продукции (стандартная продукция, высококачественная продукция и т.п.).

Компания может захотеть перейти в другую товарную группу, например, сместив ассортимент на товары с высокой стоимостью. Однако на практике такие изменения часто бывают трудными, поскольку существуют различные барьеры. К ним относятся экономия за счет масштаба и опыта, различные типы затрат на продажу и продвижение, отсутствие доступа к каналам распределения или организация процессов внутри компании. Все это способствуют тому, что состав товарных групп обычно меняется очень медленно.

Цели анализа конкурентов

Фактический анализ может преследовать две цели. С одной стороны, он может быть направлен на выявление сильных и слабых сторон, а также собственного потенциала для будущих улучшений. Для этой цели рекомендуется проведение сравнительного анализа. 

С другой стороны, можно попытаться предсказать будущее поведение конкурентов, что напрямую будет влиять на разработку собственной стратегии. Основой для такого прогноза является анализ текущей ситуации рассматриваемого конкурента. 


Методология сбора информации

Анализ компании

Анализ структуры промышленности (Пять Сил) по Майклу Портеру

Матрица стратегического планирования BCG (Boston Consulting Group)

Сценарии будущего развития как инструмент инновационной стратегии

Управление бизнес-процессами (УБП)

Макроэкономический анализ

Анализ заинтересованных сторон

Анализ клиентов и товаров

Анализ отрасли

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Оставить комментарий