СРОКИ И ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:

  • при ввозе товаров — с момента пересечения таможенной границы;
  • при вывозе товаров — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС.

Формы и способы уплаты таможенных пошлин, налогов, а также момент исполнения обязанности по их уплате (дата уплаты) определяются законодательством государств — членов ЕАЭС, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги (п. 6 ст. 61 ТК ЕАЭС).

В России оплата производится на счет Федерального казначейства в валюте Российской Федерации (и. 3 ст. 128 Закона № ЗИ-ФЗ).

УПЛАТА ПУТЕМ ЗАЧЕТА РАНЕЕ ВНЕСЕННЫХ АВАНСОВ

Таможенные платежи могут производиться путем внесения аван­сов (см. п. 2 ст. 116 ТК ЕАЭС).

В этом случае денежные средства вносятся на счет Федерального казначейства в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицирутся плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.

Средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, которое их внесло, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает соответствующее распоряжение таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи.

В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных плате­жей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 3 ст. 121 Закона № 311-ФЗ).

На основании распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, об их использовании, за исключением заявления на возврат авансовых платежей, таможенный орган, который осуществляет администрирование указанных денежных средств, производит идентифика­цию авансовых платежей в качестве таможенных платежей или де­нежного залога по их видам и суммам.

Авансовая форма осуществления таможенных платежей удобна для тех, кто осуществляет внешнеторговые сделки регулярно, так как в этом случае экспортеры (импортеры) вносят на счет или в кассу таможенного органа определенную (как правило, значительную) сумму и тем самым создают своего рода бюджет для предстоящих расчетов по таможенным платежам. Расходование таможенным органом этих средств контролируется плательщиком путем подачи письмен­ных запросов (требований), в ответ на которые таможенный орган не позднее 30 дней со дня их получения обязан представить отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, но не более чем за 3 года, предшествующие указанному заявлению. Стандартная форма такого отчета приведена в приложе­нии № 2 к приказу ФТС России от 23.12.2010 № 2554.

В случае несогласия лица, внесшего авансовые платежи, с результатами отчета таможенного органа проводится совместная выверка расходования денежных средств этого лица. Результаты такой вы­верки оформляются актом по форме, приведенной в приложении № 2 к приказу ФТС России от 22.12.2010 № 2521. Акт составляется в 2-х экземплярах, подписывается таможенным органом и лицом, внесшим авансовые платежи. Один экземпляр акта после его подпи­сания вручается лицу, внесшему авансовые платежи.

Возврат авансовых платежей производится по заявлению плательщика в месячный срок, при нарушении которого таможенный орган за каждый день просрочки должен уплачивать проценты, которые рас­считываются по ставке рефинансирования Банка России, действующей в период нарушения срока возврата (п. 6 ст. 147 Закона № 311-ФЗ).

Заявление о возврате авансовых платежей может быть подано в течение 3-х лет со дня внесения аванса в кассу таможенного органа или поступления на его счет.

Заявление о возврате авансовых платежей с приложением документов, перечень которых установлен ст. 122 Закона № 311-ФЗ, подается в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств.

Если в таможенный орган ранее предоставлялись документы, указанные в частях 4—7 ст. 122 закона № 311-ФЗ, лицо вправе не предоставлять такие документы повторно, сообщив сведения о предоставлении таможенному органу таких до­кументов и об отсутствии в них изменений (п. 8 ст. 122 Закона № 311-ФЗ).

Согласно и. 3 ст. 122 Закона № 311-ФЗ к заявлению о возврате авансовых платежей прилагаются следующие документы:

  • платежный документ, подтверждающий перечисление авансовых платежей;
  • документы, указанные в частях 4—7 ст. 122 Закона № 311-ФЗ, в зависимости от статуса лица;
  • иные документы, которые могут быть предоставлены лицом, подавшим заявление о возврате авансовых платежей, для подтверж­дения обоснованности возврата.

В КАКОЙ МОМЕНТ ОБЯЗАННОСТЬ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ БУДЕТ СЧИТАТЬСЯ ИСПОЛНЕННОЙ

Обязанность по уплате таможенных платежей считается исполненной, если размер перечисленных на соответствующий счет Феде­рального казначейства денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов (п. 1 ст. 117 За­кона № 311-ФЗ):

  • с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке, в том числе при уплате таможенных пошлин, налогов через электронные терминалы, банкоматы;
  • с момента внесения наличных денежных средств в кассу тамо­женного органа либо с момента уплаты наличных денежных средств через платежные терминалы, банкоматы;
  • с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов из­лишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, – с момента получения таможенным органом заявления о зачете;
  • с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет про­изводится по инициативе плательщика, — с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете;
  • с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организа­цией, государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэконо­мической деятельности (Внешэкономбанк)» в соответствии с бан­ковской гарантией, а также поручителем в соответствии с договором поручительства;
  • с момента зачисления денежных средств на соответствующие счета, указанные в ст. 116 Закона № 311-ФЗ, в случае взыскания таможенных платежей за счет:
  1. товаров, в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги;
  2. залога имущества плательщика таможенных пошлин, налогов.

При этом согласно п. 2 ст. 117 Закона № 311-ФЗ для целей выпуска товаров при уплате таможенных пошлин или налогов в без­наличном порядке подтверждением исполнения обязанности платель­щика по их уплате является поступление необходимых сумм на со­ответствующие счета, указанные в ст. 116 Закона № 311-ФЗ, а при уплате таможенных пошлин или налогов с использованием электронных терминалов, платежных терминалов или банкоматов в соот­ветствии с ч. 15 ст. 116 Закона № 311-ФЗ таким подтверждением является документ, сформированный электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, в том числе в электронном виде, подтверждающий осуществление перевода денежных средств на соответствующие счета, указанные в ст. 116 Закона № 311-ФЗ. С момента формирования указанного документа перевод денежных средств, осуществляемый в целях уплаты таможенных пошлин, налогов, становится безотзывным.

Банком не взимается плата за обслуживание по операциям по перечислению сумм таможенных платежей, пеней, процентов со счета плательщика таможенных пошлин, налогов в банке на соответствующие счета, указанные в ст. 116 Закона № 311-ФЗ (п. 5 ст. 117 Закона № 311-ФЗ).

По письменному заявлению плательщика таможенных пошлин, налогов, или лиц, фактически перечисливших таможенные платежи в соответствии с действующим законодательством, таможенные органы обязаны выдать подтверждение уплаты таможенных пошлин, на­логов в письменной форме, но не более чем за 3 календарных года, предшествующие этому требованию (п. 4 ст. 117 Закона № 311-ФЗ).

При этом таможенные органы не вправе требовать подтвержде­ния поступления денежных средств на счет Федерального казначей­ства либо на счет, определенный международным договором госу­дарств – членов Евразийского экономического союза. Таможенный орган обязан сам предоставить сведения о поступлении денежных средств на счет Федерального казначейства либо на счет, определен­ный международным договором государств – членов Евразийского экономического союза.


УЧЕТ ЭКСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

УЧЕТ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Импортные операции

Пролистать наверх