При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:
- при ввозе товаров — с момента пересечения таможенной границы;
- при вывозе товаров — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС.
Формы и способы уплаты таможенных пошлин, налогов, а также момент исполнения обязанности по их уплате (дата уплаты) определяются законодательством государств — членов ЕАЭС, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги (п. 6 ст. 61 ТК ЕАЭС).
В России оплата производится на счет Федерального казначейства в валюте Российской Федерации (и. 3 ст. 128 Закона № ЗИ-ФЗ).
УПЛАТА ПУТЕМ ЗАЧЕТА РАНЕЕ ВНЕСЕННЫХ АВАНСОВ
Таможенные платежи могут производиться путем внесения авансов (см. п. 2 ст. 116 ТК ЕАЭС).
В этом случае денежные средства вносятся на счет Федерального казначейства в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицирутся плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.
Средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, которое их внесло, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает соответствующее распоряжение таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи.
В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 3 ст. 121 Закона № 311-ФЗ).
На основании распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, об их использовании, за исключением заявления на возврат авансовых платежей, таможенный орган, который осуществляет администрирование указанных денежных средств, производит идентификацию авансовых платежей в качестве таможенных платежей или денежного залога по их видам и суммам.
Авансовая форма осуществления таможенных платежей удобна для тех, кто осуществляет внешнеторговые сделки регулярно, так как в этом случае экспортеры (импортеры) вносят на счет или в кассу таможенного органа определенную (как правило, значительную) сумму и тем самым создают своего рода бюджет для предстоящих расчетов по таможенным платежам. Расходование таможенным органом этих средств контролируется плательщиком путем подачи письменных запросов (требований), в ответ на которые таможенный орган не позднее 30 дней со дня их получения обязан представить отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, но не более чем за 3 года, предшествующие указанному заявлению. Стандартная форма такого отчета приведена в приложении № 2 к приказу ФТС России от 23.12.2010 № 2554.
В случае несогласия лица, внесшего авансовые платежи, с результатами отчета таможенного органа проводится совместная выверка расходования денежных средств этого лица. Результаты такой выверки оформляются актом по форме, приведенной в приложении № 2 к приказу ФТС России от 22.12.2010 № 2521. Акт составляется в 2-х экземплярах, подписывается таможенным органом и лицом, внесшим авансовые платежи. Один экземпляр акта после его подписания вручается лицу, внесшему авансовые платежи.
Возврат авансовых платежей производится по заявлению плательщика в месячный срок, при нарушении которого таможенный орган за каждый день просрочки должен уплачивать проценты, которые рассчитываются по ставке рефинансирования Банка России, действующей в период нарушения срока возврата (п. 6 ст. 147 Закона № 311-ФЗ).
Заявление о возврате авансовых платежей может быть подано в течение 3-х лет со дня внесения аванса в кассу таможенного органа или поступления на его счет.
Заявление о возврате авансовых платежей с приложением документов, перечень которых установлен ст. 122 Закона № 311-ФЗ, подается в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств.
Если в таможенный орган ранее предоставлялись документы, указанные в частях 4—7 ст. 122 закона № 311-ФЗ, лицо вправе не предоставлять такие документы повторно, сообщив сведения о предоставлении таможенному органу таких документов и об отсутствии в них изменений (п. 8 ст. 122 Закона № 311-ФЗ).
Согласно и. 3 ст. 122 Закона № 311-ФЗ к заявлению о возврате авансовых платежей прилагаются следующие документы:
- платежный документ, подтверждающий перечисление авансовых платежей;
- документы, указанные в частях 4—7 ст. 122 Закона № 311-ФЗ, в зависимости от статуса лица;
- иные документы, которые могут быть предоставлены лицом, подавшим заявление о возврате авансовых платежей, для подтверждения обоснованности возврата.
В КАКОЙ МОМЕНТ ОБЯЗАННОСТЬ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ БУДЕТ СЧИТАТЬСЯ ИСПОЛНЕННОЙ
Обязанность по уплате таможенных платежей считается исполненной, если размер перечисленных на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов (п. 1 ст. 117 Закона № 311-ФЗ):
- с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке, в том числе при уплате таможенных пошлин, налогов через электронные терминалы, банкоматы;
- с момента внесения наличных денежных средств в кассу таможенного органа либо с момента уплаты наличных денежных средств через платежные терминалы, банкоматы;
- с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, — с момента получения таможенным органом заявления о зачете;
- с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, — с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете;
- с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организацией, государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в соответствии с банковской гарантией, а также поручителем в соответствии с договором поручительства;
- с момента зачисления денежных средств на соответствующие счета, указанные в ст. 116 Закона № 311-ФЗ, в случае взыскания таможенных платежей за счет:
- товаров, в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги;
- залога имущества плательщика таможенных пошлин, налогов.
При этом согласно п. 2 ст. 117 Закона № 311-ФЗ для целей выпуска товаров при уплате таможенных пошлин или налогов в безналичном порядке подтверждением исполнения обязанности плательщика по их уплате является поступление необходимых сумм на соответствующие счета, указанные в ст. 116 Закона № 311-ФЗ, а при уплате таможенных пошлин или налогов с использованием электронных терминалов, платежных терминалов или банкоматов в соответствии с ч. 15 ст. 116 Закона № 311-ФЗ таким подтверждением является документ, сформированный электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, в том числе в электронном виде, подтверждающий осуществление перевода денежных средств на соответствующие счета, указанные в ст. 116 Закона № 311-ФЗ. С момента формирования указанного документа перевод денежных средств, осуществляемый в целях уплаты таможенных пошлин, налогов, становится безотзывным.
Банком не взимается плата за обслуживание по операциям по перечислению сумм таможенных платежей, пеней, процентов со счета плательщика таможенных пошлин, налогов в банке на соответствующие счета, указанные в ст. 116 Закона № 311-ФЗ (п. 5 ст. 117 Закона № 311-ФЗ).
По письменному заявлению плательщика таможенных пошлин, налогов, или лиц, фактически перечисливших таможенные платежи в соответствии с действующим законодательством, таможенные органы обязаны выдать подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов в письменной форме, но не более чем за 3 календарных года, предшествующие этому требованию (п. 4 ст. 117 Закона № 311-ФЗ).
При этом таможенные органы не вправе требовать подтверждения поступления денежных средств на счет Федерального казначейства либо на счет, определенный международным договором государств — членов Евразийского экономического союза. Таможенный орган обязан сам предоставить сведения о поступлении денежных средств на счет Федерального казначейства либо на счет, определенный международным договором государств — членов Евразийского экономического союза.
УЧЕТ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ