НДС, уплачиваемый при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, одновременно является и налоговым, и таможенным платежом (пп. 3 п. 1 ст. 46 ТК ЕАЭС).

Соответственно порядок его исчисления и уплаты регулируется одновременно НК РФ, ТК ЕАЭС, Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», а также многочисленными подзаконными нормативными актами федеральной таможенной службы.

Согласно п. 4 ст. 54 ТК ЕАЭС таможенные пошлины и налоги не уплачиваются в отношении следующих товаров:

1) помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру, условия помещения под которую не предусматривают уплату таможенных пошлин, налогов, до завершения или прекращения действия такой таможенной процедуры и при соблюдении условий использования этих товаров в соответствии с такой таможенной процедурой;

2) не подлежащих в соответствии с п. 4 ст. 272 и п. 2 ст. 281 ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры, при соблюдении установленных ТК ЕАЭС для этих категорий товаров условий их использования;

3) помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с применением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины и льгот по уплате налогов, до завершения или прекращения действия такой таможенной процедуры при выполнении следующих условий (за исключением случаев отказа декларанта от таких льгот):

  • соблюдение условий предоставления таких льгот,
  • использование товаров в целях, соответствующих условиям предоставления льгот,
  • соблюдение ограничений по пользованию и (или) распоряжению такими товарами,
  • соблюдение условий использования таких товаров в соответствии с такой таможенной процедурой;

4) помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с применением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины и льгот по уплате налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию, и (или) распоряжению этими товарами, при выполнении следующих условий (за исключением случаев отказа декларанта от таких льгот):

  • соблюдение условий предоставления таких льгот,
  • использовании товаров в целях, соответствующих условиям предоставления льгот,
  • соблюдение ограничений по пользованию и (или) распоряжению такими товарами.

В частности, на основании пп. 4 п. 4 ст. 54 ТК ЕАЭС не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией товаров по перечню, указанному в ст. 150 НК РФ.

Обратите внимание, что в подпунктах 1, 3, 4, 5, 7, 9 п. 1 ст. 150 НК РФ перечислены товары, освобождение которых от НДС возможно только при их целевом использовании.

Согласно п. 1 ст. 151 НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, порядок исчисления НДС зависит от избранной таможенной процедуры.

На основании п. 3 ст. 38 и ст. 147 НК РФ, местом реализации товаров, вывезенных с территории иностранного государства и ввезенных на территорию Российской Федерации в таможенной процедуре таможенного склада, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, операции по реализации таких товаров не являются объектом обложения НДС в Российской Федерации.

В случае завершения действия таможенной процедуры таможенного склада в отношении указанных товаров помещением под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления данные товары подлежат обложению НДС в порядке, предусмотренном статьями 146, 151 и 164 НК РФ, как товары, ввозимые на территорию Российской Федерации.

Ставки НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации

Ставка НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации определяется в соответствии со ст. 164 НК РФ.

Большинство ввозимых товаров облагаются НДС по ставке 20%.

Ставка 10% применяется к товарам, включенным в специальные перечни, которые утверждаются Правительством РФ.

Для определения права на применение ставки 10% следует учитывать код ввозимого товара по ТН ВЭД ЕАЭС в Едином таможенном тарифе евразийского экономического союза (утвержден решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54).

Обратите внимание: этот документ периодически изменяется и дополняется. Поэтому проверять наличие той или иной позиции в ТН ВЭД ЕАЭС следует при каждом ввозе товаров на территорию Российской Федерации (а также при смене таможенной процедуры, в результате которой возникает обязанность по уплате НДС).

Кроме того, ФТС России периодически публикует Сборник решений и разъяснений по классификации по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности отдельных товаров. Распоряжением ФТС России от 15.08.2014 № 233-Р утвержден Сборник решений и разъяснений по классификации по единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) отдельных товаров.

Применение налоговой ставки 10% в отношении конкретного вида товара не может быть поставлено в зависимость от того, имела ли место реализация этого товара на территории Российской Федерации либо товар был ввезен на территорию Российской Федерации, поскольку из п. 2 ст. 164 НК РФ не вытекает возможность различного налогообложения операций с одним и тем же товаром в зависимости от приведенного критерия.

На этом же основании последующая реализация импортированных товаров на территории Российской Федерации облагается НДС по той же ставке, по которой они облагались НДС при ввозе.

Порядок расчета «ввозного» НДС

Согласно п. 1 ст. 160 НК РФ и п. 5 Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации (утв. приказом ГТК России от 07.02.2001 № 131, далее по тексту — Инструкция № 131) налоговая база для исчисления НДС при ввозе товаров (за исключением отдельных операций) на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией определяется как сумма:

  • таможенной стоимости товаров;
  • подлежащей уплате таможенной пошлины;
  • подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

При освобождении от уплаты таможенных пошлин или акцизов в налоговую базу для исчисления НДС условно начисленные суммы таможенных пошлин и акцизов не включаются (п. 5 Инструкции № 131). В случае освобождения от уплаты НДС, для целей учета в налоговую базу для исчисления включаются условно начисленные суммы таможенных пошлин и акцизов.

При ввозе на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, продуктов переработки товаров, ранее вывезенных с нее для переработки вне таможенной территории в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории, налоговая база определяется как стоимость такой переработки (п. 2 ст. 160 НК РФ, п. 6 Инструкции № 131).

Согласно п. 3 ст. 160 НК РФ и п. 7 Инструкции № 131 налоговая база определяется отдельно по каждой группе товаров одного наименования, вида и марки, ввозимой на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Если в составе одной партии ввозимых на территорию Российской Федерации товаров присутствуют как подакцизные товары, так и неподакцизные товары, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. Налоговая база определяется в аналогичном порядке в случае, если в составе партии ввозимых на территорию Российской Федерации товаров присутствуют продукты переработки товаров, ранее вывезенных с территории Российской Федерации для переработки вне таможенной территории.

Налоговая база при ввозе российских товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на остальную часть территории Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, либо при передаче их на территории особой экономической зоны лицам, не являющимся резидентами такой зоны, определяется в соответствии с п. 1 ст. 160 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (п. 5 ст. 160 НК РФ).

При этом общая сумма НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма НДС исчисляется в российских рублях, с округлением до второго знака после запятой (п. 6 ст. 52 ТК ЕАЭС, п. 30 Инструкции № 131).

Если в соответствии с п. 7 Инструкции № 131 налоговая база определяется отдельно по каждой группе ввозимых товаров, по каждой из указанных налоговых баз сумма НДС исчисляется отдельно в соответствии с указанным выше порядком. При этом общая сумма НДС исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм налога, исчисленных отдельно по каждой из таких налоговых баз.

Порядок уплаты «ввозного» НДС

Сроки и порядок уплаты НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, устанавливаются с учетом положений таможенного законодательства Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле (ст. 177 НК РФ).

Отдельная налоговая декларация по НДС и акцизам, применяемая при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств — членов ЕАЭС, и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 27.09.2017 № СА-7-3/765@. В настоящее время готовится новая форма этой декларации.

Товары, импорт которых освобождается от обложения НДС

В соответствии с п. 1 ст. 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией:

1) товаров (за исключением подакцизных), ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 04.12.1999 № 1335, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации»;

2) товаров, указанных в пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, а также сырья и комплектующих изделий для их производства, аналоги которых не производятся в России.

К ним относятся:

  • медицинские изделия. Их ввоз освобождается от НДС при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31.12.2021 регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации (см. приказ Минздрава России от 14.10.2013 № 737н);
  • протезно-ортопедические изделия, сырье и материалы для их изготовления и полуфабрикаты к ним;
  • технические средства, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
  • очки корригирующие (для коррекции зрения), линзы для коррекции зрения, оправы для очков корригирующих (для коррекции зрения).

3) материалов для изготовления иммунобиологических лекарственных препаратов для диагностики, профилактики и (или) лечения инфекционных заболеваний. Такое освобождение возможно при условии, что данные материалы указаны в перечне, утвержденном постановлением Правительством РФ от 29.04.2002 № 283;

4) культурных ценностей, приобретенных государственными или муниципальными учреждениями культурных ценностей, полученных в дар государственными и муниципальными учреждениями культуры, государственными и муниципальными архивами, а также культурных ценностей, передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов Российской Федерации. Положение об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации утверждено указом Президента РФ от 30.11.1992 № 1487. Освобождение от НДС применяется при условии представления в таможенные органы подтверждения, выданного Министерством культуры РФ (см. п. 2 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 03.12.2012 № 245-ФЗ, п. 1 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 № 590) о соблюдении установленных выше условий;

5) всех видов печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов;

6) товаров, произведенных в результате хозяйственной деятельности российских организаций на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства с правом землепользования Российской Федерации на основании международного договора;

7) технологического оборудования (в т.ч. комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством РФ. Соответствующий перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 № 372;

8) необработанных природных алмазов;

9) товаров, предназначенных для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними;

10) валюты Российской Федерации и иностранной валюты, банкнот, являющихся законными средствами платежа (за исключением предназначенных для коллекционирования), а также ценных бума – акций, облигаций, сертификатов, векселей;

11) продукции морского промысла, выловленной и (или) переработанной рыбопромышленными предприятиями (организациями) Российской Федерации;

12) судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов;

13) товаров, за исключением подакцизных, по перечню, утверждаемому Правительством РФ, перемещаемых в рамках международного сотрудничества Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов;

14) незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретных пациентов, и гемопоэтических стволовых клеток и костного мозга для проведения неродственной трансплантации. Освобождение от НДС в этом случае применяются при условии представления в таможенные органы соответствующего разрешения, выданного Минздравом России;

15) расходных материалов для научных исследований, аналоги которых не производятся в Российской Федерации, по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 № 1096. При этом к расходным материалам относятся товары, срок полезного использования которых не превышает одного года и которые предназначены для осуществления научно-исследовательской и научно-технической деятельности, а также экспериментальных разработок. Правила применения освобождения от обложения НДС по данному основанию утверждены постановлением Правительства РФ от 15.05.2015 № 469;

16) племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, племенных овец, племенных коз, племенных лошадей, племенной птицы (племенного яйца); семени (спермы), полученного от племенных быков, племенных свиней, племенных баранов, племенных козлов, племенных жеребцов; эмбрионов, полученных от племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, племенных овец, племенных коз, племенных лошадей, по перечню кодов видов продукции в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденному постановлением Правительства РФ от 20.10.2016 № 1069. Освобождение от НДС применяется при условии представления в таможенный орган разрешения на импорт племенной продукции (материала), выданного в соответствии с Федеральным законом от 03.08.1995 № 123-ФЗ «О племенном животноводстве», по форме и в порядке, утвержденных приказом Минсельхоза России от 08.11.2016 № 504.

При применении ст. 150 НК РФ следует учесть, что отказ от освобождения от уплаты НДС по аналогии со ст. 149 НК РФ в данном случае невозможен. При этом применение НДС в отношении товаров, освобождаемых от обложения этим налогом при ввозе на территорию Российской Федерации, осуществляется в порядке, определенном таможенным законодательством Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Учет НДС, уплаченного на таможне

Согласно ст. 170 НК РФ суммы НДС, фактически уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), за исключением:

1) ввоза товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих обложению НДС (освобожденных от налогообложения);

2) ввоза товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;

3) ввоза товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;

4) ввоза товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, для производства и (или) реализации (передачи) товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ, если иное не установлено главой 21 НК РФ;

5) приобретения банками, применяющими порядок учета налога, предусмотренный п. 5 ст. 170 НК РФ, товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, которые в дальнейшем реализуются банками до начала использования для осуществления банковских операций, для сдачи в аренду или до введения в эксплуатацию;

6) приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Соответственно во всех случаях, кроме перечисленных выше, суммы НДС, уплаченные на таможне, отражаются в составе налоговых вычетов по НДС в общеустановленном порядке на основании статей 171 и 172 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления (включая суммы НДС, уплаченные или подлежащие уплате налогоплательщиком по истечении 180 календарных дней с даты выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия процедуры свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Калининградской области), переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении:

1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ (см. перечень выше);

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

На основании п. 2 ст. 171 НК РФ налогоплательщики, являющиеся резидентами особых экономических зон, также имеют право на вычет сумм НДС, уплаченных таможенным органам при ввозе товаров с территории особой экономической зоны на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления, при условии использования этих товаров резидентами особых экономических зон в операциях, облагаемых НДС.

Кроме того, согласно п. 4 ст. 171 НК РФ вычету подлежат суммы налога, предъявленные продавцами налогоплательщику – иностранному лицу, не состоявшему на учете в налоговых органах Российской Федерации, при приобретении указанным налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав или уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, для его производственных целей или для осуществления им иной деятельности.

Указанные суммы НДС подлежат вычету или возврату налогоплательщику — иностранному лицу после уплаты налоговым агентом налога, удержанного из доходов этого налогоплательщика, и только в той части, в которой приобретенные или ввезенные товары (работы, услуги), имущественные права использованы при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), реализованных удержавшему налог налоговому агенту. Указанные суммы налога подлежат вычету или возврату при условии постановки налогоплательщика — иностранного лица на учет в налоговых органах Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Вычетам подлежат только суммы налога, фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав при наличии соответствующих первичных документов.

В исключение из этого правила вычеты сумм НДС, уплаченных при ввозе на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 ст. 171 НК РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов.

При ввозе товаров на территорию Российской Федерации, в книге покупок регистрируются таможенные декларации и документы, подтверждающие фактическую уплату НДС таможенному органу (см. п. 6 Правил ведения книги покупок — приложение 4 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

Если товары ввозятся с территории государства — члена ЕАЭС, в отношении которых взимание НДС осуществляется налоговыми органами в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014), в графе 3 книги покупок указываются номер и дата заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате НДС, а в графе 7 — реквизиты документов, подтверждающих уплату НДС.

В соответствии с п. 1 ст. 990 FK РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Аналогично в соответствии с п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Соответствующее положение содержится в ГК РФ и в отношении договора поручения.

Таким образом, в случае уплаты НДС таможенным органам посредником (агентом, поверенным или комиссионером) налог подлежит вычету у комитента, доверителя или принципала после принятия на учет приобретенных товаров на основании документов, подтверждающих уплату НДС посредником, в том числе полученной от посредника таможенной декларации (ее копии) на ввозимые товары, оформленные в соответствующей таможенной процедуре, и при наличии договора, предусматривающего уплату НДС на таможне посредником за комитента, доверителя или принципала с последующей компенсацией этих сумм посреднику.

При приобретении за иностранную валюту товаров (работ, услуг), имущественных прав иностранная валюта пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 1 ст. 172 НК РФ).

При приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, или в условных денежных единицах, при последующей оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав налоговые вычеты не корректируются. Разницы в сумме налога, возникающие у покупателя при последующей оплате, учитываются в составе внереализационных доходов в соответствии со ст. 250 НК РФ или в составе внереализационных расходов в соответствии со ст. 265 НК РФ.

Что касается положений п. 12 ст. 171 и п. 9 ст. 172 НК РФ, предоставляющих покупателям товаров право на вычет НДС по авансовым платежам, перечисленным продавцу, то данным правом налогоплательщик может воспользоваться только при наличии счетов-фактур, выставленных продавцом, в которых указана сумма НДС. Поэтому данные положения ст. ст. 171 и 172 НК РФ не распространяются на суммы НДС, уплаченные таможенному органу.

Налоговые вычеты, предусмотренные п. 2 ст. 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах 3-х лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).

В случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом НДС, а также на возмещение затрат по уплате НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией ранее принятый к вычету НДС по таким товарам (работам, услугам) следует восстановить на расчеты с бюджетом (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).

В соответствии с Порядком использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля (далее — Порядок), утвержденным приказом ФТС России от 17.09.2013 № 1761, взаимодействие декларантов с таможенными органами при таможенном декларировании и выпуске товаров осуществляется посредством электронного способа обмена информацией.

Согласно п. 26 Порядка после выпуска (условного выпуска) или отказа в выпуске товаров декларанту с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов направляется авторизованное сообщение, содержащее принятое таможенным органом декларирования решение по декларации на товары, поданной в виде электронного документа (далее – ЭТД), а также ЭТД с соответствующими таможенными отметками. При этом на основании пп. «а» п. 39 Порядка таможенные органы распечатывают копии ЭТД на бумажных носителях после выпуска или отказа в выпуске товаров по обращению декларанта в порядке, определенном правилами ведения делопроизводства в таможенных органах.

Пунктом 4 ст. 117 закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлено, что по требованию налогоплательщика таможенные органы обязаны выдать подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов в письменной форме. Форма такого подтверждения установлена приложением № 1 к приказу ФТС России от 23.12.2010 № 2554. Поэтому документом, подтверждающим фактическую уплату НДС по ввезенным товарам в целях его принятия к вычету налогоплательщиком, является указанное подтверждение, выданное таможенным органом.

Таким образом, правомерность вычета сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком по товарам, ввезенным в Российскую Федерацию для использования в операциях, подлежащих обложению НДС, обосновывается наличием у налогоплательщика вышеназванных документов, подтверждающих ввоз и фактическую уплату налога по этим товарам на бумажных носителях.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также при оказании услуг по международной перевозке товаров, вывозимых из Российской Федерации и ввозимых в Российскую Федерацию, обложение НДС производится по ставке 0% при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. При этом в пакете подтверждающих документов налогоплательщиками в налоговые органы представляются электронные копии деклараций на товары с соответствующими отметками таможенных органов (сведениями о соответствующих отметках таможенных органов) и копии транспортных (товаросопроводительных) документов с отметками таможенных органов, если их наличие предусмотрено ст. 165 НК РФ, также на бумажных носителях.

Подпунктом 8 п. 1 ст. 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны в течение 4-х лет обеспечить сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. При этом особенности хранения налогоплательщиками указанных документов в НК РФ не установлены.

На основании статей 31 и 93 НК РФ налоговые органы, проводящие налоговую проверку, вправе требовать от налогоплательщика документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов. При этом представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.