Оглавление:
В этой статье делается попытка дать ответ, почему знания становятся наиболее ценным ресурсом в 21 веке и как мы можем классифицировать это понятие в экономике.
Повсюду в современной литературе по менеджменту мы читаем о том, что развитые промышленно развитые страны находятся в процессе трансформации от индустриального общества к обществу знаний. Что стоит за этим тезисом?
Падение значения средств производства
В то время как инвестиции компании в паровой двигатель в начале XIX века давали ей значительное конкурентное преимущество на протяжении более чем десятилетия, сегодня даже миллиарды инвестиций в современные производственные мощности дают конкурентное преимущество максимум на 1-2 года. В некоторых отраслях этот период даже сократился до нескольких месяцев.
Важность капитала
Виртуальный финансовый мир произвел сотни триллионов долларов за последние 30 лет, которые больше не могут быть представлены в реальной экономике и ждут, чтобы снова создать реальную стоимость.
В частности, Интернет — как особенно эффективная технология недорогой передачи информации через национальные границы и континенты — вызвал негативные последствия вплоть до политических революций: например, авторитетные, влиятельные и финансово сильные правящие семьи стали беженцами и подверглись преследованиям всего за несколько месяцев. События в Северной Африке — лишь один из примеров того, как миллиардное состояние больше не может гарантировать благосостояние.
Важность сырья
Безусловно, в настоящий момент цены на сырье являются движущей силой инфляции в промышленно развитых странах, и многие автомобилисты знают это не по наслышке. Однако за последние 10 лет кривая цен на нефть претерпела значительные колебания, а спекулятивные пузыри цен на сырье неоднократно побуждали цепочки создания стоимости преодолевать узкие места, возникающие в результате разработки и внедрения новых технологий.
Апокалиптические пророчества Римского клуба («Пределы роста», 1983) еще не материализовались, в том числе потому, что множество отходов перерабатывается обратно в ценные материалы и возвращается в производственный цикл.
Используя пример целлюлозы в качестве сырья для производства бумаги и замену бумаги в качестве носителя информации электронными носителями и новыми устройствами, такими как планшеты, смартфоны, устройства для чтения электронных книг и т.д., замена “классического сырья” новыми технологиями становится очевидной для всех.
Быстрое распространение информационных и коммуникационных технологий, установленные по всему миру логистические сети и международные финансовые системы ускоряют эту тенденцию.
Должен быть еще один фактор, который будет играть ключевую роль в экономическом развитии сегодня или в ближайшем будущем. По мнению многих экономистов, это не сырье, средства производства или капитал, а знания.
Важность знаний
Прежде чем перейти к ответу на вопрос, почему знания играют ключевую роль в экономическом развитии, полезно дать определение термину «знания». Слово «знание» неоднозначно. С древних времен в философском и научном дискурсе не было точного и общепризнанного определения этого термина.
Один из известных экспертов в области «управления знаниями», профессор Гилберт Пробст из Женевского университета, описывает этот термин в своей книге «Управление знаниями» следующим образом:
«Знание относится к совокупности знаний и навыков, которые люди используют для решения проблем. Знания основаны на данных и информации, но, в отличие от них, всегда привязаны к людям».
Уровни знания
Уровень 1: «Известно» — фактическое знание
У животных тоже есть это знание. Оно описывает, например, знание того, что является съедобным, а что нет.
Фактические знания включают числа, данные и факты. Его легко структурировать, отображать, копировать и распространять в базах данных. Объем фактических знаний растет в геометрической последовательности.
Уровень 2: «Ноу-хау» — эмпирические знания
Животные также развивают эти знания, в данном контексте это понимается как приобретенная способность ловить добычу.
Знания, полученные из опыта, сложно структурировать, но относительно легко передать.
Уровень 3: «Зная почему» — умение распознавать связи
Этот уровень знания предназначен только для людей. Он не может быть структурирован и зависит от индивидуальной точки зрения.
Корпоративная культура – анализ и стратегические изменения
Стратегическое управление затратами