Выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица (месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя) и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
Выездная проверка может быть как плановой, так и внеплановой.
По общему правилу трудовой инспектор извещает работодателя о своем предстоящем визите: за 3 дня — в случае плановой проверки, и за 24 часа — при внеплановой проверке.
Но в отдельных случаях инспектор о внеплановой проверке работодателей не уведомляет.
Инспектор по труду должен предъявить следующие документы:
- свое служебное удостоверение;
- распоряжение и приказ руководителя (заместителя руководителя) трудовой инспекции о назначении выездной проверки. В данном документе должна содержаться информация о полномочиях проводящего проверку трудового инспектора, о целях, задачах и основаниях проведения проверки.
Руководитель организации (индивидуальный предприниматель), в свою очередь, обязан:
- предоставить трудовым инспекторам возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки;
- обеспечить доступ проводящих выездную проверку инспекторов и участвующих в выездной проверке экспертов на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения.
Срок проведения проверки ограничен 20 рабочими днями (п.1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ).
Обратите внимание!
Закон № 294-ФЗ пополнился новым понятием — «риск-ориентированный подход» к проведению проверок (ст.8.1 Закона № 294-ФЗ). Это предполагает выбор интенсивности проверок (формы, продолжительности, периодичности) при отнесении организации или предпринимателя к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Если деятельность организации или предпринимателя будут отнесены к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, в отношении них Правительство РФ может устанавливать сокращенные сроки проведения проверок (п. 1.1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ).
Заметим, что такой риск-ориентированный подход начнет применяться только с 1 января 2018 г. (п.2 ст.2 Федерального закона от 13.07.2015 № 246-ФЗ)
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год (п 2 ст. 13 Закона № 294-ФЗ).
В исключительных случаях трудовой инспектор может продлить срок проведения выездной плановой проверки, но не более, чем на 20 дней.
Отметим, что ранее был установлен единый предельный срок такого продления для малых предприятий и микропредприятий — 15 часов. С 30 июля 2015 г. максимальный срок продления выездной плановой проверки микропредприятий остался прежним, а для малых предприятий он увеличился до 50 часов (п. 12 Положения о контроле).
Срок проверки может быть продлен в связи с необходимостью проведения сложных или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований. Для этого инспектор ГИТ должен оформить мотивированное предложение.
На основании этого предложения руководители инспекции ГИТ (его заместитель) выносит письменное решение. Это решение должно быть доведено до сведения работодателя не позднее чем за 3 рабочих дня до окончания срока проведения проверки (п.56 Административного регламента).
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения всех плановых выездных проверок (всеми органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля) в течение года не может превышать пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия.
Это правило действует с 1 января 2010 г, ранее такие ограничения были установлены в отношении каждой плановой проверки.
Для того, чтобы организация (предприниматель) могла называться микропредприятием, она должна соответствовать условиям, ограничивающим участие определенных субъектов в их уставном капитале, установленных для всех малых предприятий.
Помимо этого:
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 15 человек (включительно);
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать 120 млн рублей. Данный размер выручки применяется с 25.07.2015 (Постановление Правительства РФ от 13 07.2015 № 702). Ранее предельный размер выручки составлял 60 млн рублей.
Обратите внимание!
Ограничение времени проверки для субъектов малого предпринимательства распространяется только на плановые выездные проверки.
Если проводится внеплановая выездная проверка или документарная проверка, то действуют общие правила — срок проверки не может превышать 20 дней (п.81 Административного регламента).
Также следует иметь в виду, что при расчете времени (в часах) проведения выездных плановых проверок малых предприятий и микропредприятий в расчетный срок следует засчитывать только время непосредственного нахождения проверяющих на месте осуществления деятельности проверяемого лица.
Поэтому в данный срок (в часах) не включается, например, время подготовки к выездной проверке, проведения после посещения проверяемого объекта экспертиз, исследований, испытаний, измерений и иных мероприятий, при осуществлении которых проверяющие не находятся на месте осуществления деятельности проверяемого лица.
Другие материалы по теме:
ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
ВНЕПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
ДОКУМЕНТАРНЫЕ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
ОСНОВНЫЕ ПРАВА ТРУДОВЫХ ИНСПЕКТОРОВ
ПРАВА РАБОТОДАТЕЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ ТРДОВОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ
ОБЖАЛОВАНИЕ АКТА ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
ОСПАРИВАНИЕ ПРЕДПИСАНИЯ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ
ПРОТОКОЛ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ О ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЯХ
ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
СРОК ДАВНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
КОГДА РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ МОЖНО ОТМЕНИТЬ
МАЛОЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ