Статьей 361 ТК РФ предусмотрено, что решения государственных инспекторов труда могут быть оспорены непосредственно в суде.
Таким образом, работодатель, не согласившись с полученным предписанием об устранении выявленных нарушений, может обратиться в суд с иском о признании такого предписания (или его части) незаконным.
Предположим, что работодатель по результатам проверки получил предписание трудового инспектора об устранении выявленных нарушений. Работодатель с этим предписанием не согласен и намерен его обжаловать.
Обращение в вышестоящий орган не приостанавливает действие предписания, в связи с чем велика вероятность того, что работодатель будет привлечен к административной ответственности за неисполнение решения государственного органа.
Поэтому, во избежание штрафа, для оспаривания предписания эффективнее обращаться в суд.
Обратите внимание!
Независимо от того, кто будет выступать в качестве заявителя — организация (ее руководитель) или же индивидуальный предприниматель — обращаться с заявлением необходимо в суд общей юрисдикции. Арбитражному суду данные вопросы не подведомственны.
При обращении в суд важно помнить об установленных процессуальных правилах и, прежде всего, о сроках.
Но как раз здесь и существует некоторая неопределенность.
Предписание трудового инспектора оспаривается в суде по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ).
Правила, предусмотренные КоАП РФ, в данном случае не применяются.
В силу ст.254 ГПК РФ гражданин (в нашем случае руководитель организации) или организация вправе оспорить в суде решение органа государственной власти (в нашем случае предписание трудового инспектора), если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу п.1 ст.256 ГПК РФ работодатель может обратиться с заявлением в суд в течение 3 месяцев со дня получения предписания.
В то же время существует норма, установленная ст.357 ТК РФ, в соответствии с которой в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению
Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Таким образом, трудовым законодательством установлена специальная норма для обжалования предписаний трудового инспектора.
Но эти специальные правила установлены лишь для тех предписаний, которые даны трудовым инспектором в ответ на обращение профсоюзного органа или работника по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа (например, комиссии по трудовым спорам).
Нас же интересует порядок обжалования постановления трудового инспектора, выданного им по результатам проверки работодателя.
Однако Президиум ВС РФ в своем обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за III квартал 2006 года от 29.11.2006 пришел к выводу, что 10-дневный срок обжалования предписаний, установленный ст.357 ТК РФ, распространяется на все предписания государственной инспекции труда.
Поэтому 3-месячный срок обращения в суд, установленный п.1 ст.256 ГПК РФ, в данном случае не применяется. Эту позицию разделяет большое количество судов (Апелляционные определения Ульяновского областного суда от 26.05.2015 № 33-2011/2015, Смоленского областного суда от 21.04.2015 № 33-1571, Новосибирского областного суда от 25.06.2013 № 33-4931/2013).
Однако не все суды согласны с этим выводом.
Так, например, Верховный суд Республики Карелия в апелляционном определении от 11.07.2014 № 33-2493/2014 указал, что в порядке ст.357 ТК РФ может быть обжаловано только предписание, выданное при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства, в случае обращения в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда).
Предписание же, выданное по результатам плановой проверки, может быть оспорено в судебном порядке в трехмесячный срок (ч.1 ст.256 ГПК РФ). Аналогичный вывод содержится в Апелляционном определении Красноярского краевого суда от 20.10.2014 № 33-10101/2014.
Итак, какой же срок в данной ситуации подлежит применению: 3-месячный, установленный ГПК РФ, или 10-дневный, предусмотренный Трудовым кодексом РФ?
По нашему мнению, в данной ситуации надо руководствоваться следующим.
Во-первых, позиция ВС РФ весьма важна для судов, поэтому, скорее всего, они будут руководствоваться именно ей.
Во-вторых, в предписании устанавливается конкретный срок для устранения выявленных нарушений. Как правило, срок этот исчисляется днями, а не месяцами. Соответственно, сам работодатель заинтересован в скорейшем обращении в суд.
Поэтому, несмотря на неоднозначность решения данного вопроса, рекомендуем работодателям, в случае несогласия с полученным предписанием, обращаться в суд с заявлением в 10-дневный срок со дня получения предписания.
Данный срок исчисляется со дня получения работодателем (представителем работодателя) предписания (копии предписания).
Предписание (или его копия) передается трудовым инспектором представителю работодателя под роспись. Как правило, роспись в получении документа проставляется на самом предписании, а копия предписания передается работодателю.
Помимо росписи представитель работодателя проставляет дату получения предписания.
Как исчислять срок, если эта дата не проставлена?
В этом случае работодателю необходимо зарегистрировать полученное предписание в книге учета входящей корреспонденции и поставить дату получения документа. Именно эта дата и будет началом исчисления процессуального 10-дневного срока (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.02.2010 № 1805).
Аналогично следует поступить, если предписание отправляется трудовым инспектором работодателю по почте.
Обратите внимание!
С 15 сентября 2015 г. вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ). Этот кодекс устанавливает порядок оспаривания решений действий (бездействий) государственных органов, в том числе трудовых инспекций.
Важное нововведение, на которое должны обратить внимание работодатели, — представителем в суде по административным делам могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование (п.1 ст.55 КАС РФ). Представители должны предъявлять суду документы об образовании.
Отметим, что общие правила гражданского судопроизводства, в том числе касающиеся сроков обращения в суд с административным исковым заявлением, перешли в новый кодекс.
В этой связи, по нашему мнению, позиция судов относительно применения специального 10-дневного срока на обжалование предписания трудового инспектора сохранится.
Имейте в виду, что обращение в суд не влечет за собой автоматическое приостановление действия предписания.
Для этого работодателю необходимо обратиться в суд с заявлением о приостановлении действия предписания.
Представить такое заявление работодатель может как при обращении в суд, так и впоследствии — в период подготовки дела к судебному разбирательству или непосредственно в ходе рассмотрения дела.
Аналогичные правила предусматриваются и Кодексом административного судопроизводства РФ (п.2 ст.85 КАС РФ).
Приостановить действие предписания суд может и без заявления работодателя, по собственной инициативе (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).
Однако нужно понимать, что приостановление действия оспариваемого предписания — право суда, а не его обязанность. Поэтому лучше об этом побеспокоиться самому работодателю.
Отметим, что суд примет заявление работодателя и в том случае, если срок на обжалование предписания уже пропущен.
Однако в этом случае уже непосредственно в судебном заседании (или в предварительном судебном заседании) суд будет выяснять причины пропуска срока.
Если работодатель не сможет представить доказательств об уважительной причине пропуска срока, этот факт может послужить основанием для отказа в удовлетворении заявления (п.2 ст.256 ГПК РФ, п.8 ст.219 КАС РФ).
Другие материалы по теме:
ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
ВНЕПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
ВЫЕЗДНЫЕ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
ДОКУМЕНТАРНЫЕ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
ОСНОВНЫЕ ПРАВА ТРУДОВЫХ ИНСПЕКТОРОВ
ПРАВА РАБОТОДАТЕЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ ТРДОВОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ
ОБЖАЛОВАНИЕ АКТА ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
ПРОТОКОЛ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ О ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЯХ
ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
СРОК ДАВНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
КОГДА РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ МОЖНО ОТМЕНИТЬ
МАЛОЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ