ПРОТОКОЛ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ О ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЯХ

Трудовой инспектор составляет протокол в случае выявления правонарушения.

С момента составления протокола дело об административном правонарушении считается возбужденным (подп.З п.4 ст.28.1 КоАП РФ).

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (п.1 ст.28.5 КоАП РФ).

То есть протокол составляется непосредственно после составления инспектором акта проверки.

Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела или данных о работодателе, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, протокол может быть составлен в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (п.2 ст.28.5 КоАП РФ).

В протоколе указываются:

  • дата и место его составления;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения;
  • статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за административное правонарушение;
  • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
  • иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол подписывает должностное лицо, его составившее. Работодатель также ставит свою подпись на протоколе.

Подпись работодателя на протоколе не свидетельствует о том, что он согласен с данными, изложенными в протоколе.

Подпись работодателя говорит лишь о том, что ему известно о содержании данного документа.

Если работодатель все же отказывается от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись (п.5 ст.28.2 КоАП РФ).

Копия протокола вручается работодателю под расписку.

Как правило, протокол обжалуется в связи с несоблюдением процессуальных норм при составлении протокола.

Рассмотрим, нарушение каких правил может повлечь признание протокола недействительным.

1) Составление протокола в отсутствие представителя работодателя.

По общему правилу, протокол об административном правонарушении составляется в присутствии представителя работодателя.

При составлении протокола представителю работодателя разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе (п.З ст.28.2 КоАП РФ).

В том случае, если протокол составляется по месту нахождения трудовой инспекции, работодатель приглашается в трудовую инспекцию для составления протокола.

Если работодатель был извещен о дате и месте составления протокола, но не явился, протокол об административном правонарушении составляется в отсутствие представителя работодателя. Работодателю в этом случае направляется копия протокола в течение 3 дней с даты его составления (п.4.1 ст.28.2 КоАП РФ).

Отметим, что трудовая инспекция не должна отправлять какое-либо специальное приглашение для присутствия при составлении протокола.

Например, трудовая инспекция запросила у организации ряд документов. Эти документы привез в инспекцию начальник юридического отдела организации, имеющий доверенность представлять интересы организации в государственных органах, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях.

В его присутствии был составлен протокол об административном правонарушении.

В данной ситуации отсутствуют нарушения процессуальных норм со стороны трудовой инспекции (Решение Омского областного суда от 06.04.2010 № 77-180/113 (2010г.)).

Конечно, если бы документы в трудовую инспекцию привез курьер, не имеющий соответствующей доверенности, то составлять протокол об административном правонарушении в такой ситуации трудовая инспекция была бы не вправе.

Работодатель, получив уведомление трудовой инспекции о дате и времени составления протокола, если у него нет возможности прибыть в трудовую инспекцию, обязан проинформировать об этом трудового инспектора. При этом необходимо указать на причины отсутствия. И если эти причины уважительны, составлять протокол в отсутствие представителя работодателя трудовой инспектор не вправе (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10).

2) Инспектор не заполнил какие-либо графы протокола, внес ошибочные сведения.

Надо отметить, что для отмены протокола допущенные трудовым инспектором нарушения при заполнении протокола должны быть существенными.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10).

То есть, если при заполнении протокола инспектор допустил какие-либо незначительные ошибки, это не может служить поводом для отмены протокола.

Другие материалы по теме:

ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ

ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ

ВНЕПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ

ВЫЕЗДНЫЕ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ

ДОКУМЕНТАРНЫЕ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ

ОСНОВНЫЕ ПРАВА ТРУДОВЫХ ИНСПЕКТОРОВ

ПРАВА РАБОТОДАТЕЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ ТРДОВОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ

ОБЖАЛОВАНИЕ АКТА ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ

ОСПАРИВАНИЕ ПРЕДПИСАНИЯ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

СРОК ДАВНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

КОГДА РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ МОЖНО ОТМЕНИТЬ

МАЛОЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

ТРУДОВОЙ ДОГОВОР

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Пролистать наверх