Основные права инспекторов труда изложены в ст.357 ТК РФ.
Государственные инспекторы труда имеют право:
1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей-индивидуальных предпринимателей.
Это право трудовых инспекторов также закреплено подп. «а» п.1 ст.12 Конвенции МОТ № 81 (1947 г.).
При этом проверки должны осуществляться в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами РФ. В настоящее время таким законом является Закон № 294-ФЗ
В том случае, если визит трудового инспектора связан с расследованием несчастного случая на производстве, следует также руководствоваться Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным Постановлением Минздравсоцразвития России от 24.10.2002 № 73;
2) запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
3) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
4) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве.
Порядок проведения расследования несчастных случаев на производстве установлен ст.229.2 ТК РФ;
5) предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания:
- об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,
- о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
6) направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
7) выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда.
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29.
8) запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
9) составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Обратите внимание!
Трудовые инспекторы вправе самостоятельно привлекать работодателей к ответственности в виде административного штрафа. Обращение в суд для привлечения работодателя к ответственности требуется только в определенных, установленных законом случаях;
10) выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
11) предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда;
12) если трудовой инспектор выявит очевидное нарушение трудового законодательства или иных нормативных правовых норм, содержащих нормы трудового права, и этот вопрос уже передан на рассмотрение в соответствующий орган (например, в комиссию по рассмотрению трудовых споров), он выдает работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.
Это предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения.
Обращаем внимание работодателей на специальный 10-дневный срок обжалования такого предписания.
Данный срок исчисляется со дня получения работодателем (представителем работодателя) предписания (копии предписания).
Предписание (или его копия) передается трудовым инспектором представителю работодателя под роспись. Как правило, роспись в получении документа проставляется на самом предписании, а копия предписания передается работодателю.
Помимо росписи представитель работодателя проставляет дату получения предписания.
Как исчислять срок, если эта дата не проставлена?
В этом случае работодателю необходимо зарегистрировать полученное предписание в книге учета входящей корреспонденции и поставить дату получения документа.
Именно эта дата и будет началом исчисления процессуального 10-дневного срока (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.02.2010 № 1805).
Аналогично следует поступить, если предписание отправляется трудовым инспектором работодателю по почте.
Первый Консалтинговый Центр оказывает полный перечень услуг по кадровому аудиту (подробнее…)
Обратите внимание!
Трудовой инспектор не вправе выдавать предписание в том случае, если вопрос принят на рассмотрение судом или уже имеется решение суда по данному вопросу (ч,2 ст.357 ТК РФ).
Теперь остановимся на том, какие действия трудовые инспекторы осуществлять не вправе.
Итак, трудовые инспекторы не вправе (ст. 15 Закона № 294-ФЗ):
1) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя.
Исключение из этого правила — причинение вреда жизни и здоровью граждан.
Здесь надо иметь в виду следующее.
Данная норма направлена на обеспечение участия руководителя организации (индивидуального предпринимателя) в проверке, и она не может быть формальным поводом для отказа в осуществлении проверки.
Например, трудовой инспектор может прийти с внеплановой проверкой, а руководитель организации (предприниматель) с целью воспрепятствования проведения проверки решит покинуть территорию организации.
Формально трудовой инспектор не вправе осуществлять проверку в отсутствие руководителя организации (индивидуального предпринимателя).
Однако фактически такая ситуация не будет являться препятствием для проведения проверки, поскольку:
- во-первых, право на участие руководителя организации (предпринимателя) было обеспечено;
- во-вторых, присутствие руководителя при начале проверки должно быть зафиксировано в акте проверки.
А дальнейшее отсутствие руководителя в процессе проверки объясняется его личным волеизъявлением, а не действиями трудового инспектора. Такие выводы содержатся в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.03.2010 № А13-8136/2009 (Определением ВАС РФ от 20.07.2010 № ВАС-9259/10 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ).
Суды также полагают, что, известив организацию о предстоящей проверке, трудовой инспектор дает ей возможность обеспечить участие руководителя (представителя) в данной проверке (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.12.2010 № А15-303/2010).
Интересно также обратить внимание на следующий момент.
Пункт 2 ст. 15 Закона № 294-ФЗ устанавливает запрет на проведение проверок в отсутствие руководителя организации (предпринимателя).
Между тем нарушение данного правила не отнесено статьей 20 Закона № 294-ФЗ к грубым нарушениям, при наличии которых акт проверки подлежит отмене по заявлению проверяемого.
То есть даже в том случае, если проверка проведена в отсутствие руководителя организации (предпринимателя) или его представителя, этот факт сам по себе не является основанием для отмены акта проверки (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.12.2010 №А15-349/2010).
Более того, в силу ст.25 Закона № 294-ФЗ при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей (иных должностных лиц или уполномоченных представителей); индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать сами или обеспечить присутствие уполномоченных представителей.
С 1 августа 2011 г. за нарушение этой обязанности введена специальная административная ответственность (ст.19.4.1 КоАП РФ).
Так, за уклонение от проверки предусмотрен штраф в размере:
- от 2000 до 4000 рублей — для должностных лиц;
- от 5000 до 10 000 рублей — для организаций.
Размер штрафа возрастает, если действия (или бездействия) организации или ее руководителя повлекли невозможность проведения проверки.
В этом случае сумма штрафа будет:
- от 5000 до 10 000 рублей — для должностных лиц;
- от 20 000 до 50 000 рублей — для организаций (ч.2 ст.19.4.1 КоАП РФ);
2) требовать представления документов, не относящихся к предмету проверки.
Вот за это нарушение акт проверки уже подлежит отмене по заявлению проверяемого лица (подп.5 п.2 ст.20 Закона № 294-ФЗ);
3) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
Имейте в виду, что режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений (ст.5 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»):
- содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
- содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
- о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
- о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
- о численности, составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, в том числе об охране труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и наличии свободных рабочих мест;
- о задолженности работодателей по выплате заработной платы и иным социальным выплатам;
- о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
- об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
- о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и оплате труда их работников, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
- о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
- обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами;
4) превышать установленные сроки проведения проверки.
Это признается грубым нарушением правил проведения проверки, поэтому в такой ситуации акт проверки может быть отменен по заявлению проверяемого лица (подп.З п.2 ст.20 Закона № 294-ФЗ);
5) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю;
6) в том случае, если трудовой спор уже принят к рассмотрению судом или уже имеется решение суда по данному вопросу, инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписания по тому же вопросу, подлежащие обязательному исполнению.
Если все же такое предписание было выдано, работодатель вправе обжаловать его в течение 10 дней со дня получения (ч.2 ст.357 ТК РФ).
С 1 июля 2015 г. контролеры также не имеют права:
- проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации;
- проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке
Это также относится к грубым нарушениям правил проведения проверки.
Многие работодатели ошибочно полагают, что порядок выплаты пособия по временной нетрудоспособности, а также размер выплачиваемого пособия вправе проверять только представитель ФСС РФ или налоговые органы.
Это не так.
Работодателям необходимо знать, что трудовые инспекторы вправе осуществлять надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей (ст.356 ТК РФ).
Для этих целей работодатель должен представить проверяющим больничные листки, а также документы, подтверждающие размер выплаченного пособия за счет средств работодателя.
Инспектор ГИТ, в свою очередь, вправе требовать предоставления документов, подтверждающих произведение работодателем в текущем и предыдущем году в установленном порядке своевременной и в полном объеме выплаты работникам пособий по временной нетрудоспособности (п.41 Административного регламента).
Другие материалы по теме:
ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
ВНЕПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
ВЫЕЗДНЫЕ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
ДОКУМЕНТАРНЫЕ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
ПРАВА РАБОТОДАТЕЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ ТРДОВОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ
ОБЖАЛОВАНИЕ АКТА ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
ОСПАРИВАНИЕ ПРЕДПИСАНИЯ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ
ПРОТОКОЛ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ О ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЯХ
ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
СРОК ДАВНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
КОГДА РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ МОЖНО ОТМЕНИТЬ
МАЛОЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ