Оглавление:
Продажа компании — это проект, который можно разделить на следующие этапы:
Подготовка
Продажа компании — это всегда ответственный шаг, и поэтому он должен быть хорошо подготовлен. Существуют два временных интервала подготовки к продаже компании:
- По какой-то причине вы вынуждены продать компанию более или менее быстро;
- У вас есть практически неограниченное количество времени и вам не приходится действовать под давлением.
На самом первом этапе важно подготовить документы, которые будут передаться всем заинтересованным сторонам. Эти документы должны быть готовы, прежде чем вы начнете обращаться к потенциальным покупателям.
Основным документом на первоначальном этапе является краткий обзор компании, который предназначен для передачи всем заинтересованным сторонам. Обычно он является анонимным и разработан таким образом, что вашу компанию невозможно идентифицировать. По этой причине желательно заранее проконсультироваться с бизнес-консультантом.
Поиск покупателя
Пассивный поиск покупателя
Пассивный поиск покупателя можно рассматривать как простое размещение вашего предложения о продаже на одной из многочисленных бирж.
Активный поиск покупателя
Вы активно ищите покупателя, например в торговых сетях и оптовых организациях. Проблема в том, что это может занять очень много времени. У институциональных брокеров и компаний, специализирующихся на слияниях и поглощениях, есть свои проверенные контакты и сети, которые вам придется создавать и настраивать с нуля. Это либо вообще невозможно сделать, либо потребует много времени и денег.
По этой причине предприниматели, которые понимают это, продают свою компанию через сторонних консультантов. Вот почему наиболее привлекательные компании не появляются на биржах в открытом доступе.
Частью активного поиска является создание так называемого «длинного списка», который содержит всех (или, по крайней мере, очень большое количество) потенциальных покупателей, и создание «короткого списка» наиболее интересных покупателей.
Приоритет в поиске чаще всего отдается короткому списку (наиболее подходящему) для начала адресной рассылки предложения о покупке.
Переговоры с потенциальными покупателями
После отправки краткого профиля, часто следуют телефонные звонки, с помощью которых необходимо заинтересовать и мотивировать потенциального покупателя поближе взглянуть на предложение.
После подписания письма о намерениях покупателю предоставляется более подробная презентация о компании.
Если интерес сохраняется, следует, по крайней мере, одна личная встреча между продавцом и потенциальным покупателем, обычно проходящая на территории компании-продавца.
Проверка компании потенциальным покупателем
Как и при покупке подержанного автомобиля, вы обязательно загляните под капот и поближе познакомитесь с двигателем, поэтому ваш потенциальный покупатель также захочет очень внимательно посмотреть, за что он готов выложить свои деньги. А именно: финансы, рынок и конкуренция, персонал, правовые документы, лицензии и налоги.
Для этого для покупателя создается так называемая «информационная база», в которой содержится все, что покупателю необходимо знать перед покупкой. В настоящее время такие базы данных виртуальны, то есть все документы предоставляются в отсканированном виде. В частности, все контракты, бухгалтерские и финансовые отчеты, налоговые декларации, аудиторские заключения и т.д.
Согласование договора купли-продажи
После комплексной проверки покупатель получает всю информацию, необходимую ему для детальной оценки компании. На этом этапе покупатель проводит детальную оценку компании и вступает в заключительные переговоры с продавцом.
Навыки ведения переговоров в данном случае определяют окончательную цену продажи, впрочем как и в любом другом бизнесе.
Из-за очень сложного юридического содержания, договор купли-продажи компании никогда не должен заключаться без помощи специализированного юриста.
Заключение
Переговоры в идеале заканчиваются подписанием контракта. В зависимости от типа финансирования, банку покупателя требуется время, чтобы одобрить кредит и передать деньги продавцу. В это же время акции (или активы) передаются покупателю. Происходит так называемое закрытие сделки.
Найти, проверить и реализовать бизнес-идею
Лучшие источники финансирования для вашего стартапа
Работа на дому – идеал или тяжелая реальность?