Элементы управления качеством

Элементы управления качеством

Управление качеством приносит пользу только в том случае, если цели в области качества систематически выводятся из общей стратегии. В этой статье описывается процесс от определения стратегической позиции до методов фактического улучшения качества.

Определение стратегической позиции качества

Отправной точкой управления качеством является определение оптимальной стратегической позиции качества, которая в конечном итоге зависит от того, насколько качество влияет на успех компании. Основанием для этого является то, что преимущества дифференциации в конкурентной борьбе могут быть обусловлены достижением позиций качества с точки зрения клиента.

Что касается определения стратегической позиции качества, применение качественного портфеля часто оказывается полезным. Анализ портфеля может использоваться для выработки стратегий для продуктов или стратегических бизнес-единиц. Кроме того, проведение SWOT-анализа, связанного с качеством, позволяет обеспечить дополнительные отправные точки для его достижения.

Политика качества

На основании сформированных выводов, определяется политика качества, с помощью которой должны быть достигнуты желаемые позиции. Она формирует основу для стратегической и операционной реализации. Восемь принципов управления качеством:

  1. Ориентация на клиента, 
  2. Лидерство, 
  3. Вовлечение людей, 
  4. Процессно-ориентированный подход, 
  5. Системно-ориентированный подход, 
  6. Постоянное совершенствование, 
  7. Фактический подход к принятию решений,
  8. Взаимоотношения с поставщиками.

Цели качества

Стратегическое планирование и политика качества формируют основу для определения понятных и поддающихся количественной оценке целей качества. Различают ориентированные на рынок цели, такие как повышение удовлетворенности клиентов, и цели, ориентированные на компанию, такие как повышение производительности или повышение осведомленности среди сотрудников.

Планирование качества

Планирование качества включает в себя определение целей в области качества, а также определение процессов и ресурсов, которые должны обеспечивать достижение желаемых параметров качества.

Важной частью этапа планирования является детальное определение требований к качеству с точки зрения клиента и поставщика, чтобы иметь возможность разрабатывать и предлагать продукты и услуги компании в соответствии, полностью удовлетворяющие потребности клиента. 

К установленным процедурам планирования управления относятся метод развертывания функции качества (QFD) и анализ сбоев и эффектов (FMEA).

Контроль качества

Термин «контроль качества» охватывает все виды деятельности, которые создают уверенность в том, что продукты и услуги соответствуют всем утверждённым требованиям качества.

Поэтому необходима четкая письменная фиксация всех действий, связанных с качеством, чтобы можно было задокументировать выполнение требований к качеству для внутреннего персонала и внешних клиентов. Документация по качеству включает в себя руководство по управлению качеством, процедурные инструкции или описания процессов, а также инструкции по работе и тестированию, которые демонстрируют возможности компании в области качества.

Меры по поддержанию стандарта качества включают, например, внедрение учебных курсов или эффективность системы менеджмента качества посредством аудита.

В этом контексте систематический и независимый анализ (аудит качества) используется для сравнения целевого и фактического статуса мероприятий, связанных с качеством, то есть сравнения фактических результатов с запланированными.

Можно провести различие между прямым и косвенным контролем качества. Прямой контроль качества оказывает непосредственное влияние на деятельность и процессы, предназначенные для реализации необходимых качественных характеристик.

С другой стороны, косвенный контроль качества вступает в силу только в будущих реализациях и включает профилактические и корректирующие меры, а также повышение качества.

В принципе, контроль качества требует результатов мониторинга и измерения продуктов, услуг и процессов для активного контроля качества (согласно Демингу: «Если вы не можете измерить это, вы не можете управлять этим»).

Для этого доступны различные статистические методы и инструменты управления качеством, такие как: 

  • диаграмма контроля качества, 
  • диаграмма причин и следствий, 
  • анализ рисков,
  • оценка жалоб клиентов.

Методы улучшения качества

Целью улучшения качества является повышение собственной способности к качеству, чтобы увеличить успех компании и иметь возможность более гибко реагировать на требования клиентов и рынка.

Для этой цели у компании имеется ряд методов, с помощью которых можно постоянно улучшать качество, например:

  • Процесс непрерывного совершенствования (CIP),
  • Цикл PDCA по Демингу (планировать, делать, проверять, действовать) – итеративный процесс решения проблем для постоянного улучшения;
  • Six Sigma (процессно-ориентированная методология управления качеством для повышения качества и эффективности с использованием аналитических и статистических методов),
  • Комплексное управление качеством (целостный, стратегический подход к управлению, который направлен на удовлетворение потребностей клиентов и ставит клиентов в центр всей деятельности компании).

Анализ чувствительности: оценка колебания влияющих факторов

Концепция кривой опыта как достижение эффекта масштаба

Бизнес модель Canvas

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × два =

Пролистать наверх