ОПТИМАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА

Для выявления схем уклонения от уплаты налогов контролеры анализируют не только данные мониторинга рыночных цен, но и сопоставляют показатели налоговой нагрузки и рентабельности, приведенные в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Страховые взносы проверяет не налоговая инспекция, а контролеры из фондов. Поэтому в расчет налоговой нагрузки они не включаются.

Однако, учитывая, что с 2017 года страховые взносы будет проверять налоговая инспекция, скорее всего, показатели налоговой нагрузки будут скорректированы с учетом и этих выплат.

Не надо сейчас использовать в формуле и данные по НДФЛ (а также иных налогов, которые вы платите в качестве налогового агента). Причем несмотря на то что в Концепции написано обратное. Дело в том, что НДФЛ удерживается из зарплаты работников. Поэтому организация или ИП, применяющие спец-режимы, не являются налогоплательщиками по данному налогу и в расчет налоговой нагрузки его включать не должны.

Другое дело налог с дохода ИП, применяющего общий режим налогообложения. Он действительно вместо налога на прибыль платит НДФЛ и потому включает его в расчет налоговой нагрузки. А вот налог, удержанный с зарплаты работников, такой бизнесмен, как и другие налоговые агенты, в описанной формуле использовать не будет.

Итак, с расчетом показателя разобрались. Далее поговорим о его значении.

Если налоговая нагрузка получилась ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (в виду экономической деятельности), то, скорее всего, инспекторы придут на проверку для выявления схем уклонения от уплаты налогов.

Так, например, средний показатель налоговой нагрузки за 2015 г. (за иные годы он приблизительно такой же) составлял 9.7%.

Практика показала, что при уплате налогов в размере от 6% от выручки и выше, как правило, организациям удавалось пройти проверки без существенных санкций, а в случае споров — выигрывать их в суде.

Конечно, при условии, что организации не участвовали в схемах уклонения от уплаты налогов.

Если же показатель для компании на общем режиме налогообложения получался менее 3%, это свидетельствовало о том, что, скорее всего, какие-то схемы уклонения применялись и инспекторы должны прийти в такую организацию на проверку.

Если вас проверили и при минимальной налоговой нагрузке не нашли плановую сумму недоимки (рассчитывается как разница между показателем, указанным в Концепции, и данными налогоплательщика), не начислили штрафные санкции и пени в необходимом размере, учтите: возможна повторная проверка — вышестоящей налоговой инспекцией. Основание тому подп.1 п. 10 ст.89 НК РФ — о порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку (в том числе с целью выявления фактов предоставления взяток и пр.).

А как быть тем, у кого налоговая нагрузка согласно Концепции занижена, например составляет 2-3% от выручки (такой показатель предусмотрен для некоторых видов производств и торговли)? Если организации этой отрасли применяют общий режим налогообложения и не имеют существенных льгот, лучше не брать в расчет показатели налоговиков, а ориентироваться на величину налогов в размере более 6% от выручки.

И наоборот: если налоговая нагрузка указана завышенная (например, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг-25,6% за 2015 г.) и организация, используя даже белые схемы работы, все равно до нее не дотягивает, ей лучше ориентироваться на средний показатель в 9,7%.

Также критериями отбора, проводимого инспекторами для проведения выездных налоговых проверок, являются:

  • отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. Кстати, небольшая прибыль тоже может привлечь внимание контролеров. На практике показатель расходов, составляющий более 95% от дохода (в УСН «доходы минус расходы» более 93%), уже зачастую является критерием для выездной проверки или для приглашения руководства организации на налоговую комиссию для выяснения причин убытков либо незначительной прибыли;
  • отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. По мнению инспекторов, рекомендуемый размер доли вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога, подлежащий налоговому контролю, не должен быть равен либо превышать 89%.

Конечно, на практике доля вычетов НДС может быть и выше. Причем и в тех случаях, когда налогоплательщик ведет законную деятельность. Например, когда организация покупает недвижимость и заявляет возмещение по НДС или когда компания ведет экспортную деятельность, облагаемую НДС по ставке 0%, принимая налог к вычету по ставке 18%. Все эти ситуации будут рассмотрены контролерами в совокупности с другими описанными в данном разделе книги факторами налогового контроля.

И, к сожалению, даже в таких «законных» случаях могут привести к камеральной или выездной проверке:

  • опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
  • выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ. Речь идет не о МРОТ, а именно о средней зарплате в регионе. Как найти показатель для сравнения, чтобы проверить уровень оплат труда в организации? Следует заглянуть на сайт Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru);
  • неоднократное приближение (менее 5%) к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы (например, по выручке, численности работников, стоимости основных средств);
  • отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;
  • построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);
  • непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.;
  • неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами);
  • ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (в том числе отсутствие рекламы поставщика, личных контактов руководства поставщика и покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров, документа, подтверждающего полномочия руководителя контрагента; информации о фактическом местонахождении контрагента, его складских и производственных (торговых) площадях и пр.).

Именно на все эти критерии контроля необходимо ориентироваться организации, применяя методы налогового планирования. Необходимо понимать: законно работая на общем режиме налогообложения, как правило, не получается платить в бюджет 1% от выручки, не бывает одной схемы, которая бы полностью законно снизила налоги организации до минимума.


Налоговая нагрузка как один из факторов, влияющих на выбор местоположения компании

Большинство крупных компаний находятся в поиске мест, которые предлагают минимальную налоговую нагрузку для улучшения инвестиционной привлекательности и организации новых производств. Однако важность международного налогового бремени зависит от типа инвестиционного проекта.

Необходимо помнить и о налоговых расходах по передаче прибыли акционерам (распределение), поскольку пока системы корпоративного налогообложения не координируются на международном уровне. Стандартная формула расчета выглядит так: налоговая нагрузка в стране назначения + плата за распределение прибыли = общая налоговая нагрузка.

Безусловно, это не может служить индикатором налоговой нагрузки на конкретную компанию, но тем не менее, высокие ставки существующих налогов могут привести к обсуждению вопроса о смене местоположения компании.   

Методы измерения налоговой нагрузки можно разделить на качественные и количественные процедуры.

Качественный метод

Сравнение правовых норм обеспечивает качественный анализ общей налоговой ситуации. Комплексное сравнение правовых норм включает как местное налогообложение за рубежом (например, местные налоги, налоги на капитал, налог на прибыль, правила амортизации, создания обязательных резервов и т.п.), так и налогообложение трансграничной деятельности в стране происхождения, включая предоставленную помощь (кредит, трансфертное ценообразование). 

Качественное сравнение правовых норм является необходимой предпосылкой для некоторых количественных процедур, чтобы охватить все важные параметры налогового бремени.


Другие статьи:

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ЗАВЕДЕНИЮ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
КАК ЗАВОДЯТ УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА ПРИ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
КАК ИЗБЕЖАТЬ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАЛОГОВОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ
ОСНОВНОЙ ПОСТАВЩИК И ПОКУПАТЕЛЬ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЗАИМОЗАВИСИМЫ
СМЕНА УЧРЕДИТЕЛЯ ЛИБО ДИРЕКТОРА НЕ ОСВОБОДИТ ОТ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ
НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОЛУЧЕНИЕ НЕОБОСНОВАННОЙ НАЛОГОВОЙ ВЫГОДЫ
НЕРЕАЛЬНОСТЬ УСЛОВИЙ ПРОВОДИМЫХ ОПЕРАЦИЙ

Прокрутить вверх
Пролистать наверх