Оглавление:
Что рассматривает внутренний аудит?
Целью аудита является внутренний мониторинг и контроль внутренних процессов с точки зрения следования установленным организационным и финансовым принципам. Включает в себя, помимо анализа данных бухгалтерского учета, криминалистический анализ данных для выявления мошеннических действий, а также анализ данных систем управления (SAP) для выявления слабых (узких) мест в текущих бизнес-процессах.
Описание и терминология
Термин «Внутренний аудит» был определен Американским институтом внутренних аудиторов (МИА), Нью-Йорк, 30 мая 1957 г. (пересмотрен в 1971, 1976 и 1999 гг.) — «внутренний аудит — это независимая, объективная аудиторская и консалтинговая деятельность, призванная повысить ценность и улучшить деятельность организации. Он помогает достичь поставленных целей путем применения систематического, дисциплинированного подхода к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и управления».
В классическом институциональном смысле внутренний аудит — это орган или отдел, участвующий в выполнении аудиторских задач на предприятии. Применительно к корпорациям принято говорить о корпоративном аудите.
Внутренний аудит нельзя приравнивать к контроллингу, сфера деятельности которого значительно шире. В то время как внутренний аудит в основном проводит анализ прошлых периодов, контроллинг фокусируется на текущем мониторинге. Внутренний аудит сравнивает, как фактическое исполнение отличается от первоначального плана (целевое / фактическое сравнение) и пытается определить любые возможные ошибки и вызвавшие их причины. На основе такого исследования могут быть получены рекомендации и найдены более эффективные меры для оптимизации будущих процессов
Как организационная (штатная) единица внутренний аудит имеет задачу оказания функций мониторинга и контроля для руководства компании.
Внутренний аудит, как следует из названия, является сугубо внутренним делом организации и осуществляется членами (сотрудниками) самой организации. Внутренние аудиторы работают независимо и напрямую не участвуют в производственных процессах.
Основные задачи
1. Исследование в области финансов и бухгалтерского учета (финансовый аудит). По существу является методом предотвращения мошеннических действий.
2. Аудит организационной сферы (операционный аудит). Проводит не только проверку следования установленным внутренним правилам, но и их влияние на достижение целей. Важность проведения этого процесса постоянно возрастает.
По существу аудит рассматривает целесообразность организационной структуры и организации процессов (выполнения задач), включая связи различных отделов. А также обзор технических и организационных мер контроля для обеспечения надлежащего ведения бизнес-процессов и предотвращения ущерба в результате небрежности или манипулирования.
3. Второстепенные задачи. Различные сервисные задачи, которые часто слабо связаны с фактической аудиторской деятельностью или не имеют к ней прямого отношения. Например, участие в проведении инвентаризации.
В своей работе аудитор должен руководствоваться следующими принципами:
- Экономическая эффективность — частота и степень детализации аудита должны соответствовать ожидаемой выгоде (например, в виде экономии или снижения рисков).
- Существенность / срочность — расстановка приоритетов для задач аудита, которые представляют на данный момент наибольший интерес для будущих управленческих решений.
Аудит бизнес-процессов
Внутренние процессы в крупных (международных компаниях) зачастую очень сложны. Многочисленные процессы различных отделов должны быть объединены для достижения желаемых целей.
Внутренний аудит является частью системы анализа и оптимизации процессов, которые выполняются в организации. Цель этого процесса состоит в том, чтобы заставить организацию работать максимально эффективно и с минимальным риском.
Таким образом, внутренний аудит также является инструментом мониторинга Исполнительного совета на уровнях «Управление» и «Управление рисками».
Другие статьи