Финансовый анализ

Финансовый анализ

От бизнес-аналитиков до членов совета директоров финансовые показатели вездесущи. 

С помощью финансового анализа можно охарактеризовать финансовое положение компании или сферы деятельности. Хотя анализируемые показатели сами по себе имеют ограниченную ценность, тем не менее, сравнивая с конкурентами или глядя на развитие с течением времени, они предоставляют ценную информацию о ситуации. Они могут указывать на сильные и слабые стороны, что, в свою очередь, показывает потенциал для улучшения.

Анализ структуры капитала

Структура капитала, то есть соотношение капитала и долга, оказывает сильное влияние на предпринимательские возможности. Компании получают финансовые и материальные ресурсы от инвесторов на неопределенный срок (капитал) или в течение ограниченного времени (долг, ссуда, займ). Существует также множество смешанных форм долевого участия и долга. 

Соотношение собственного капитала и долга называется структурой капитала компании.

У каждого инвестора есть определенные ожидания о доходах на вложенный капитал. В случае с кредиторами – это фиксированная выплата процентов и погашение, инвесторы в акции ожидают, что процентная ставка будет соизмерима с риском в виде увеличения стоимости их акций и выплаченных дивидендов. Как правило, эти ожидания различны. 

Высокая доля внешнего капитала может быть привлекательной с точки зрения инвесторов в акции, но это также делает компанию более уязвимой для неудач в действующем бизнесе. Кроме того, выплаты по высоким процентам могут привести к тому, что у компании не будет достаточно средств для инвестиций и роста.

Инвестиционный анализ

Стратегии, публикуемые в годовых отчетах и пресс-релизах, предоставляют лишь ограниченную информацию о том, как на самом деле развивается компания. С помощью инвестиционного анализа эти объявления можно сравнить с фактическими обязательствами. 

Инвестиции компании влияют на ее денежные потоки и, следовательно, на ее стоимость. Проведение инвестиционного анализа расширяет понимание будущего финансового развития компании и предоставляет информацию о планируемом стратегическом развитии. 

По итогам анализа все сделанные и запланированные инвестиции должны быть показаны в соответствии с их сроками, оценкой влияния на денежные потоки и анализом типа инвестиций.

Прежде всего, требуется полное описание всех сделанных и запланированных инвестиций. Это может быть сделано, например, на основе временной шкалы, с оттоком денежных средств в соответствующие годы для каждой инвестиции и, если возможно, оценкой ожидаемой доходности в соответствующий момент времени.

Если взять вместе инвестиционные расходы за соответствующие годы, то получится индикатор будущего развития денежного потока от инвестиционной деятельности. Высокая доля инвестиций в расширение производства часто указывает на устаревшие основные средства, которые необходимо заменить.

Наконец, запланированные инвестиции показывают, по какому стратегическому пути идет компания. Например, исходя из инвестиций в новые производственные предприятия, можно сделать выводы о будущих изменениях в портфеле продуктов и, следовательно, о стратегической ориентации.

Анализ направлений бизнеса

В случае, если у компании существует несколько направлений бизнеса, анализ отдельных областей играет важную роль наряду с общим анализом всей компании. При детальном анализе могут использоваться те же методы: анализ стоимости бизнеса и основных факторов стоимости. Однако, анализ рисков и прибыли, ориентированный на стоимость компании, и анализ потока ликвидности являются более глубокими и информативными методами.

Анализ результатов деятельности

Состояние здоровья бизнеса можно увидеть в первую очередь из результата деятельности. Независимо от того, хотите ли вы раскрыть внутренний потенциал для улучшения или интересуетесь состоянием сторонней компании, грамотно проведенный анализ результатов во многих случаях действительно открывает глаза “на многие вещи”.

Анализ результатов компании или сферы деятельности служит для лучшего понимания факторов финансового успеха. Эти анализы предоставляют информацию о том, насколько «здоров» бизнес компании, а также раскрывают потенциал для улучшения.

Критерии анализа результатов

Анализ результатов основан на трех критериях, которые вместе дают хорошую картину финансового успеха:

  • Анализ источника успеха. Общий результат делится на операционную прибыль (финансовый результат). Определение соответствующих долей в общем результате дает представление о том, насколько сильным является операционный бизнес. 
  • Анализ структуры затрат. Общие затраты могут быть разделены в соответствии с типами затрат (например, затраты на персонал, материальные затраты и т.д.). Сравнение соответствующих долей в общих затратах с долями сопоставимых компаний указывает на сильные и слабые стороны, а также учитывает динамику увеличения расходов с течением времени (например, увеличение доли затрат на сырье). Высокая доля постоянных по сравнению с переменными затратами означает меньшую гибкость и более высокий риск падения прибыли при слабом спросе.
  • Анализ структуры продаж или анализ структуры прибыли. С одной стороны, можно анализировать продажи с точки зрения их распределения по отдельным направлениям бизнеса и регионам, с другой стороны – развитие можно наблюдать с течением времени. Такой анализ показывает, на каких рынках и в каких регионах представлена компания и какова ее доля на рынке. Изменения в продажах могут указывать на слабость в бизнесе или показать области роста.

Наконец, результат в целом также может быть проанализирован. В частности, сравнение показателей прибыли (например, рентабельности продаж) с сопоставимыми компаниями дает информацию о том, насколько успешна компания на своем рынке.

Анализ стоимости компании

В соответствии с принципом оценки акционерного капитала в первую очередь аналитика интересует растет или уменьшается общая стоимость предприятия. Центральной задачей компании является увеличение стоимости для владельцев (акционеров) компании. В конечном итоге это также является предпосылкой для долгосрочного выживания на рынке. 

С финансовой точки зрения стоимость предприятия зависит от генерируемых денежных потоков и стоимости капитала. Данный анализ – это первый шаг к пониманию того, как и за счет чего растет или падает стоимость компании.

Если основное внимание уделяется созданию ценности для владельца компании, то именно итоговая ценность должна регулярно анализироваться и служить основой для управления бизнесом. 

На практике часто используются следующие показатели: 

  • бухгалтерская прибыль (чистая прибыль и т.д.);
  • показатели прибыльности (рентабельность продаж / собственный капитал / использованный капитал / активы / инвестиции). 

Анализ стоимости предприятия используется для финансовой оценки и контроля. Для этого рассчитывается абсолютная сумма стоимости или изменение стоимости предприятия по сравнению с различными периодами. 

Ведь компания конкурирует с другими компаниями за капитал инвесторов. Таким образом, учет интересов инвесторов создает конкурентные преимущества перед потребителями капитала. 

Различные методы используются для определения стоимости компании. С помощью метода дисконтированных денежных потоков можно рассчитать абсолютную сумму стоимости предприятия.

С другой стороны, такие методы, как экономическая добавленная стоимость, денежная добавленная стоимость или экономическая прибыль, служат для определения изменения стоимости компании по отношению одного периода к другому. 

Независимо от того, хотите ли вы раскрыть потенциал развития своего бизнеса или интересуетесь состоянием другой компании, грамотно проведенный финансовый анализ является ценным инструментом для принятия решений. Ведь анализ результатов работы компании служит для лучшего понимания факторов финансового успеха или неудачи. 

Анализируемые показатели сами по себе имеют ограниченную ценность. Однако, сравнивая их с конкурентами или наблюдая за событиями с течением времени, можно получить ценную информацию. Показатели могут указывать на сильные и слабые стороны, что, в свою очередь, может быть связано с развитием основных направлений деятельности компании. В результате, вы можете увидеть потенциал для развития или определить перспективные или финансово невыгодные направления.

Бухгалтерский баланс

Используется для информирования всех заинтересованных сторон и регулируется правовыми нормами. В обычной практике балансовая информация используется главным образом при анализе конкурентов или сравнения собственной компании как с прямыми конкурентами, так и с отраслью в целом. 

Если же проводится глубокий анализ собственного предприятия или процедуры внутреннего контроля, то чаще пользуются внутренними (управленческими) данными. Обычно они дают более информативную и менее искаженную картину финансового положения.

Анализ рентабельности

Общий результат делится на операционную (от основного направления) прибыль, финансовую прибыль от вложения в ценные бумаги или активы других компаний, размещение денежных средств под проценты в банк и т.п. Определение соответствующих долей в общем результате дает представление о том, кто является основным “поставщиком денег” компании, а также показывает наиболее прибыльные направления вложения капитала. 

Анализ стоимостных драйверов

На денежные потоки всегда влияют рост выручки и прибыли, а также инвестиции в обортные и внеоборотные активы. Чтобы получить представление об этих факторах, необходимо проанализировать результаты деятельности, провести анализ инвестиций, ликвидности и структуры капитала. Полученные результаты позволят сделать выводы об операционной деятельности компании. 

Анализ продаж

Продажи могут быть проанализированы с точки зрения распределения по отдельным бизнес – сегментам и регионам. Такой анализ показывает как компания представлена по рыночным нишам. 

Изменения в продажах по сравнению с прошлыми периодами могут указывать на слабость бизнеса или на перспективные области роста.

Наконец, результат можно проанализировать по рынку в целом. В частности, сравнение рентабельности (например, рентабельности продаж) с сопоставимыми компаниями показывает насколько успешна компания по сравнению с конкурентами.

Анализ структуры затрат (расходов)

Общие затраты можно сгруппировать в соответствии с типами затрат (например, расходы на персонал, материальные затраты и т.д.). Сравнение соответствующих долей в общих затратах с долями сопоставимых компаний по рынку дает представление о сильных и слабых сторонах, а также об увеличении затрат по отдельным статьям расходов (например, увеличение доли затрат на сырье). 

Или, например, высокая доля фиксированных (административных) расходов по сравнению с переменными затратами может означать меньшую гибкость и более высокий риск падения прибыли при слабом спросе (уменьшении продаж).


Финансовая отчетность

Ведение бухгалтерского учета

Бизнес-консультирование

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 2 =

Пролистать наверх