Оглавление:
Предоставление займов является распространенной операцией в деятельности компаний.
Ее используют и холдинговые структуры для перераспределения денежных потоков между организациями. Как правило, именно между взаимозависимыми лицами займы передаются беспроцентно или с небольшим процентом. Согласитесь, кому-нибудь на сторону без выгоды никто свои миллионы на много лет вперед не отдаст. Понимают это и налоговые инспекторы. Они пытаются доначислить с подобных операций налоги как получателю займа, так и заимодавцу.
Риски у получателя займа
Когда займ получает организация, никаких лишних налогов не возникает. Так как ст.250 НК РФ не предусмотрено включение в состав внереализационных доходов налогоплательщиков сумм материальной выгоды по договорам беспроцентного займа (письма Минфина России от 27.08.2014 № 03-1111/42697, УФНС РФ по г. Москве от 21.12.2011 № 16-15/123400(a)).
Сложности могут возникнуть в том случае, если беспроцентный либо льготный заем передается физическому лицу, как правило, работнику или учредителю компании.
В этой ситуации организация должна удержать НДФЛ с материальной выгоды образовавшейся у получателя займа. Порядок расчета материальной выгоды установлен п.2 ст.212 ИК РФ. Так, если беспроцентный или льготный заем выдан в рублях, то бухгалтеру нужно рассчитать сумму процентов, определенных исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, если в валюте, то в расчет принимается ставка, равная 9% годовых.
С суммы выгоды налог удерживается по ставке 35% (п.2 ст.224 ИК РФ), за исключением случаев, когда работник берет целевой заем на строительство или покупку жилья.
Риски у заимодавца
По мнению налоговых органов, при выдаче беспроцентного или льготного займа заимодавцем взаимозависимому лицу налогоплательщик должен учесть неполученные доходы в виде процентов, которые он мог бы получить при выдаче процентного займа невзаимозависимому лицу (см. письма Минфина России от 02.10.2013 № 03-01-18/40821, от 13.08.2013 № 03-01-18/32745 от 05 10.2012 № 03-01-18/7-137, от 24.02.2012 № 03-01-18/1-15, Постановление Президиума ВАС РФ от 03.08.2004 № 3009/04). Причем, к сожалению, даже в том случае, если сделки не относятся к контролируемым по правилам ст. 105.14 НК РФ.
Получается существует риск доначисления налоговым органом заимодавцу налога на прибыль (УСН, НДФЛ) с рыночной ставки по заемным процентам.
Конечно, инспекторам трудно будет доказать размер «рыночного» процента по займам, но во избежание споров рекомендуем заключать договоры займа на условиях, которые не будут оспаривать контролеры. Например, определять процентную ставку исходя из ставки рефинансирования, ключевой ставки Банка России, мониторинга кредитных ставок.
В некоторых случаях установить процент в договоре займа будет интересно и для налогового планирования. Например, процентный заем выгоден, если заимодавец платит налог с доходов по ставке меньшей, нежели тот, кто получает заем. Судите сами, если организация на УСН предоставляет процентный заем компании на общем режиме налогообложения, то с полученных процентов она заплатит упрощенный налог по ставке 6 или 15%. В то время как получатель займа сможет учесть проценты для налога на прибыль полностью без ограничения согласно п.1 ст.269 НК РФ.
Еще интереснее, когда заимодавцем является физическое лицо. С полученных процентов он заплатит НДФЛ по ставке 13%. оставшаяся сумма процентов — это его законная наличность. Как и в предыдущем случае получатель займа сможет учесть проценты для налога на прибыль полностью без ограничения согласно п.1 ст.269 НК РФ.
Исключением являются контролируемые сделки (ст.105.14 НК РФ). При их совершении для определения налогооблагаемых доходов и расходов необходимо применять нормы иных пунктов и подпунктов ст.269 НК РФ, то есть уже не удастся списать проценты на расходы для налога на прибыль полностью.
К счастью, в перечень контролируемых сделок в основном подпадают заемные отношения со взаимозависимыми иностранными лицами. Напомним, контроль по таким сделкам начинается с первого рубля. Чего не скажешь о случаях, когда сторонами договора займа выступают российские компании и граждане. Такие отношения будут контролироваться ФНС, лишь если другие налогооблагаемые операции между этими лицами достигли указанных в ст.105.14 НК РФ пределов — 1 миллиарда рублей (60 млн руб. или 100 млн руб.).
Контроль Росфинмониторинга
Также не забывайте, что займы на сумму более 600 000 рублей будут контролироваться службой финансового мониторинга.
Свидетельствует об этом ст.6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В ней указано, что операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей (либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, либо превышает ее). Поэтому в случае предоставления любого займа на крупную сумму заимодавцу, особенно физическому лицу, необходимо иметь в наличии документы, свидетельствующие о получении легального дохода соответственно сумме займа.
ПЕРЕДАЧА АКТИВОВ В ОРГАНИЗАЦИЮ ОТ ГРАЖДАНИНА
ПЕРЕДАЧА АКТИВОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОДАЖИ ДОЛИ ВНЕ ХОЛДИНГА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАНСФЕРТНЫХ ЦЕН