Оглавление:
Организации встроены в отрасль, а отрасли — в макросреду. Чтобы справиться со сложностью современной рыночной экономики были разработаны различные модели анализа, которые разделяют среду на четко определенные области, тем самым значительно облегчая анализ и оценку.
Макросреда оказывает существенное влияние на развитие компании, а сама компания может оказывать на нее очень незначительное или вообще никакого влияния. Анализ преобладающих и будущих условий окружающей среды (глобально или в конкретном регионе) влияет на привлекательность различных стратегий, выявляя возможности и риски.
При применении моделей необходимо соблюдать осторожность, чтобы проанализировать факторы, которые действительно оказывают существенное влияние на компанию и ее стратегию. Ввиду сложного взаимодействия и высокой неопределенности в отношении развития отдельных факторов, метод сценариев является наиболее подходящим методом для описания будущего развития макросреды.
Политико-правовая среда
Важнейшими факторами в политической среде для бизнеса являются стабильность политической системы региона. К ним, в частности, относятся стабильность и надежность политических органов и их роль в формировании экономической жизни (субсидии, политика в области конкуренции, торговая политика и т.д.).
Правовая база определяется на местном, региональном, национальном и наднациональном уровнях. Они включают правовые нормы, которые влияют на компании, работающие в регионе. К ним относятся положения корпоративной политики, налогообложения, ответственности производителей и трудового законодательства, а также инвестиционные, природоохранные и патентные нормы.
Экономическая среда
Экономическая среда описывает развитие, в зависимости от ситуации, на глобальном и национальном уровнях. Экономические факторы окружающей среды включают экономический рост, процентные ставки, инфляцию, обменные курсы и безработицу. Они оказывают влияние на компанию с точки зрения развития спроса, интенсивности конкуренции, прямых и косвенных затрат, инвестиционного климата и риска (из-за неопределенности ожидаемой доходности).
Чтобы понять будущее развитие факторов экономической среды необходимо изучить такие факторы, как финансовая, экономическая и денежно-кредитная политика, структура рынков капитала, инфраструктура, наличие факторов производства и т.д.
Технологическая среда
Информационные и коммуникационные технологии произвели революцию в корпоративных рабочих процессах. Электронный бизнес изменил обработку транзакций, позволил использовать новые бизнес-модели (например, виртуальные аукционы) и определил сильную тенденцию к конвергенции технологий. Это означает не только то, что компаниям необходимо осваивать дополнительные технологии, которые раньше казались несущественными, но и то, что многие компании даже из совершенно разных областей технологий внезапно стали прямыми конкурентами.
Изучая отдельные технологии, можно выделить их зависимости от стадии их развития:
Технологии будущего
Это инновационные технологии, которые все еще находятся на ранней стадии развития, но имеют большой потенциал для существенного изменения конкурентной позиции. Они могут превратиться в ключевые технологии, но на данный момент все еще находятся в зачаточном состоянии.
Ключевые технологии
Это технологии, которые позволяют разрабатывать новые технологические области. Эти технологии стремительно растут и развиваются уже сегодня и, следовательно, имеют решающее значение для экономики будущего.
Базовые технологии
Как правило это уже проверенные, признанные и стандартизированные технологии. Они составляют основу большинства процессов производства и обслуживания. Базовые технологии обычно имеют небольшой потенциал развития. Вот почему они играют незначительную роль в экономическом росте, тогда как в самой экономике они играют главную роль.
Социальная среда
Описание социальной среды может основываться, с одной стороны, на структурных особенностях (структура населения, система образования) и связанных с ними тенденциях (например, демографические изменения). С другой стороны, могут учитываться ценности, отношение и поведение людей, связанных с компанией. Здесь также могут происходить изменения, которые могут повлиять на работу и методы производства, а также на требования к продуктам и услугам или к самим компаниям (например, повышение осведомленности об окружающей среде и здоровье, индивидуализация).
Экологическая среда
Что касается вредных выбросов, экологическая среда тесно связана с социальной и политико-правовой средой. Хотя общие условия здесь ограничивают сферу деятельности компании (разрешенные производственные процессы, экологические нормы), существуют также многочисленные возможности для получения конкурентных преимуществ с помощью экологически чистых продуктов и производственных процессов.
Тем не менее, природная среда также включает в себя наличие и экономический доступ к сырью. Аналогичным образом логистические аспекты, такие как подключение производственного предприятия к мировому рынку из-за его близости к морским путям, могут стать актуальными в контексте решения о местонахождении компании.
Анализ структуры промышленности (Пять Сил) по Майклу Портеру
Матрица стратегического планирования BCG (Boston Consulting Group)
Сценарии будущего развития как инструмент инновационной стратегии
Управление бизнес-процессами (УБП)
Анализ заинтересованных сторон
Сравнительный анализ (бенчмаркинг)