Макроэкономический анализ

Организации встроены в отрасль, а отрасли – в макросреду. Чтобы справиться со сложностью современной рыночной экономики были разработаны различные модели анализа, которые разделяют среду на четко определенные области, тем самым значительно облегчая анализ и оценку.

Макросреда оказывает существенное влияние на развитие компании, а сама компания может оказывать на нее очень незначительное или вообще никакого влияния. Анализ преобладающих и будущих условий окружающей среды (глобально или в конкретном регионе) влияет на привлекательность различных стратегий, выявляя возможности и риски.

При применении моделей необходимо соблюдать осторожность, чтобы проанализировать факторы, которые действительно оказывают существенное влияние на компанию и ее стратегию. Ввиду сложного взаимодействия и высокой неопределенности в отношении развития отдельных факторов, метод сценариев является наиболее подходящим методом для описания будущего развития макросреды.

Политико-правовая среда

Важнейшими факторами в политической среде для бизнеса являются стабильность политической системы региона. К ним, в частности, относятся стабильность и надежность политических органов и их роль в формировании экономической жизни (субсидии, политика в области конкуренции, торговая политика и т.д.).

Правовая база определяется на местном, региональном, национальном и наднациональном уровнях. Они включают правовые нормы, которые влияют на компании, работающие в регионе. К ним относятся положения корпоративной политики, налогообложения, ответственности производителей и трудового законодательства, а также инвестиционные, природоохранные и патентные нормы. 

Экономическая среда

Экономическая среда описывает развитие, в зависимости от ситуации, на глобальном и национальном уровнях. Экономические факторы окружающей среды включают экономический рост, процентные ставки, инфляцию, обменные курсы и безработицу. Они оказывают влияние на компанию с точки зрения развития спроса, интенсивности конкуренции, прямых и косвенных затрат, инвестиционного климата и риска (из-за неопределенности ожидаемой доходности). 

Чтобы понять будущее развитие факторов экономической среды необходимо изучить такие факторы, как финансовая, экономическая и денежно-кредитная политика, структура рынков капитала, инфраструктура, наличие факторов производства и т.д.

Технологическая среда

Информационные и коммуникационные технологии произвели революцию в корпоративных рабочих процессах. Электронный бизнес изменил обработку транзакций, позволил использовать новые бизнес-модели (например, виртуальные аукционы) и определил сильную тенденцию к конвергенции технологий. Это означает не только то, что компаниям необходимо осваивать дополнительные технологии, которые раньше казались несущественными, но и то, что многие компании даже из совершенно разных областей технологий внезапно стали прямыми конкурентами.

Изучая отдельные технологии, можно выделить их зависимости от стадии их развития:

Технологии будущего

Это инновационные технологии, которые все еще находятся на ранней стадии развития, но имеют большой потенциал для существенного изменения конкурентной позиции. Они могут превратиться в ключевые технологии, но на данный момент все еще находятся в зачаточном состоянии.

Ключевые технологии 

Это технологии, которые позволяют разрабатывать новые технологические области. Эти технологии стремительно растут и развиваются уже сегодня и, следовательно, имеют решающее значение для экономики будущего.

Базовые технологии 

Как правило это уже проверенные, признанные и стандартизированные технологии. Они составляют основу большинства процессов производства и обслуживания. Базовые технологии обычно имеют небольшой потенциал развития. Вот почему они играют незначительную роль в экономическом росте, тогда как в самой экономике они играют главную роль.

Социальная среда

Описание социальной среды может основываться, с одной стороны, на структурных особенностях (структура населения, система образования) и связанных с ними тенденциях (например, демографические изменения). С другой стороны, могут учитываться ценности, отношение и поведение людей, связанных с компанией. Здесь также могут происходить изменения, которые могут повлиять на работу и методы производства, а также на требования к продуктам и услугам или к самим компаниям (например, повышение осведомленности об окружающей среде и здоровье, индивидуализация).

Экологическая среда

Что касается вредных выбросов, экологическая среда тесно связана с социальной и политико-правовой средой. Хотя общие условия здесь ограничивают сферу деятельности компании (разрешенные производственные процессы, экологические нормы), существуют также многочисленные возможности для получения конкурентных преимуществ с помощью экологически чистых продуктов и производственных процессов.

Тем не менее, природная среда также включает в себя наличие и экономический доступ к сырью. Аналогичным образом логистические аспекты, такие как подключение производственного предприятия к мировому рынку из-за его близости к морским путям, могут стать актуальными в контексте решения о местонахождении компании.


Методология сбора информации

Анализ компании

Анализ структуры промышленности (Пять Сил) по Майклу Портеру

Матрица стратегического планирования BCG (Boston Consulting Group)

Сценарии будущего развития как инструмент инновационной стратегии

Управление бизнес-процессами (УБП)

Анализ заинтересованных сторон

Сравнительный анализ (бенчмаркинг)

Анализ конкурентов

Анализ клиентов и товаров

Анализ отрасли

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Оставить комментарий