СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
Государственной инспекцией труда в субъекте Российской Федерации (далее — Инспекция) проведена проверка выполнения требований трудового законодательства индивидуальным предпринимателем и выявлено несоблюдение им срока расчета при увольнении двух работников, в связи с чем был составлен протокол о нарушении законодательства о труде и принято постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности в виде взыскания штрафа на основании части 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции о привлечении его к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Определением суда первой инстанции производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора. Постановлением суда апелляционной инстанции определение было оставлено без изменения. Федеральный арбитражный суд своим постановлением названные судебные акты оставил без изменения.
Индивидуальный предприниматель обратился в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ с заявлением о пересмотре в порядке надзора судебных актов, в котором сослался на неправильное толкование судебными инстанциями процессуальных норм, содержащихся в главе 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях и главе 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в заявлении, Президиум пришел к выводу, что оспариваемые судебные акты следует оставить без изменения, а заявление предпринимателя — без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу пункта 3 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Как следует из совокупности приведенных норм, арбитражному суду подведомственны жалобы на те постановления по делам об административных правонарушениях, которые допущены организациями и предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.
Часть 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства о труде и охране труда. Субъектом ответственности выступает должностное лицо, допустившее правонарушение в сфере трудовых отношений, возникающих между работником и работодателем на основании трудового договора, заключение и исполнение которого не является для его сторон предпринимательской или иной экономической деятельностью, а относится к вопросам ее внутренней организации.
Выступая работодателем, предприниматель выполнял в отношении нанятых им работников функции и обязанности, присущие должностному лицу и предусмотренные трудовым законодательством, следовательно, он привлечен к административной ответственности не в качестве субъекта предпринимательской деятельности и не в связи с ее осуществлением, а как участник трудовых правоотношений, допустивший нарушение законодательства о труде.
Судебный акт: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 04.11.2003 № 8908/03.
АРБИТРАЖНЫЕ СПОРЫ РАБОТОДАТЕЛЕЙ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИНСПЕКЦИЯМИ ТРУДА – 5