Главная \ Статьи \ Статьи по налоговой оптимизации \ Оптимизация налога на прибыль \ Расходы на рекламу (оптимизация налога на прибыль)

Расходы на рекламу (оптимизация налога на прибыль)

Расходы на рекламу   Расходы на рекламу можно использовать в нескольких схемах, каждая из которых применима в зависимости от разновидности бизнеса.

   Схема 1. Расходы на сайт

   Многие организации имеют свой сайт, на котором размещают рекламную информацию. При создании холдинга зачастую используется один сайт на всех. Как правило, он зарегистрирован на одну из компаний или на собственника, и при этом другие пользуются им бесплатно.

   Во избежание доначисления налогов с безвозмездно оказываемых услуг по использованию сайта и с целью оптимизации налогообложения лучше заключить договоры оказания рекламных услуг, в которых необходимо прописать условия пользования сайтом и размещения своей информации за деньги.

   При этом сайт лучше зарегистрировать на компанию или ИП, применяющего УСН.

   Преимущества и недостатки схемы

   Расходы на рекламу уменьшают налогооблагаемую прибыль (ставка 20%) Основание - подп.28 п.1 ст.264 НК РФ. В связи с этим холдинговые компании получают возможность экономить на различии налоговых ставок при общем режиме и упрощенной системе налогообложения: 20% и 15% (6%).

   Обратите внимание!

   Среди рекламных расходов есть нормируемые и не нормируемые. Согласно п.4 ст.264 Налогового кодекса РФ к рекламным расходам, учитываемым для целей налогообложения в размере фактических затрат, относят:

  • мероприятия, проводимые через СМИ и телекоммуникационные сети;
  • световую и иную наружную рекламу;
  • участие в выставках, ярмарках, экспозициях, оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов, демонстрационных залов;
  • изготовление брошюр и каталогов;
  • уценку товаров, потерявших свои свойства при экспонировании.

   Все остальные расходы на рекламу могут списываться в пределах 1% выручки от реализации.

   Таким образом, если выручка предприятия небольшая, то лимит расходов на рекламу будет невелик. Поэтому необходимо проанализировать перечень рекламных расходов и пытаться включать их в состав ненормируемых.

   Схема 2. Списание ненужных товаров на оформление витрины

   Рассмотрим схему на конкретном примере.

   В организации существовала проблема с возвращенным товаром, речь шла о продуктах питания с истекшим сроком годности. По санитарным нормам продавать их организация не могла, товары следовало утилизировать, соответственно, на расходы стоимость таких продуктов можно было ставить только в пределах норм естественной убыли.

   Для увеличения продаж и оптимизации налога на прибыль было принято решение арендовать часть выставочного зала и разместить в нем витрины с товарами. Выставочные продукты не дегустировались, не продавались, поэтому санитарные нормы нарушены не были. Более того, по истечении времени, когда продукты теряли вид, витрина обновлялась.

   Преимущества и недостатки схемы

   Затраты на проведение подобных мероприятий являются расходами на рекламу и могут быть учтены в целях расчета налога на прибыль в соответствии с подп.28 п.1 ст.264 НК РФ.

   В описанном примере стоимость выставленного товара на витрине можно списывать в расходы полностью, не нормируя как расходы на оформление витрин.

   А чтобы документально обосновать участие в различных продуктовых выставках, понадобятся приказ руководителя на участие в выставке, план и программа выставки, договор на участие в выставке, деловая программа и смета выставки, выставочный каталог, отчет об организации и проведении выставки. Если фирма не участвует в выставке, а просто оформляет свою витрину рекламными товарами, ей нужны будут приказ руководителя с указанием норм и видов списанных для целей рекламы товаров, отчет с описанием оформленной витрины.

   И в первом, и во втором случае не помешают фотографии с проводимых рекламных мероприятий.

   Обратите внимание!

   Если компания на выставке будет раздавать свой товар (конечно, в этом случае он должен быть с неистекшим сроком годности), то в расходах можно будет учесть его стоимость только в пределах нормы - 1% от выручки. Указание на это есть, например, в письме Минфина России от 04 06 2013 № 03-03-06/2/20320.

   Конечно, данный вывод весьма спорен. Ведь Налоговый кодекс РФ не конкретизирует перечень ненормируемых расходов на участие в выставке. А значит, ничто не мешает отнести к ним все затраты, поименованные в смете, включая стоимость сувениров и товаров, израсходованных в ходе промоакции.

   Но, поступив таким образом, фирма, скорее всего, будет доказывать свою правоту в суде.

   Также учтите, для того чтобы расходы на рекламу были признаны экономически обоснованными (ст.252 НК РФ), компания должна за счет витрины или выставки привлекать покупателей. Поэтому, если она не продает свой товар на сторону, а работает только со взаимозависимыми лицами своего холдинга, доказать обоснованность рекламных затрат контролерам будет сложно.

   Схема 3. Выставка для целей применения ЕНВД

   Интересно, что расходы на проведение выставки могут помочь оптимизировать налог на прибыль, в том числе за счет применения ЕНВД в розничной торговле.

   Преимущества и недостатки схемы

   Рассмотрим преимущества и риски данной схемы тоже на конкретном примере. Предположим, что в холдинге есть магазин площадью 280 квадратных метров. Половину этого магазина организация (или предприниматель) использует для своих розничных продаж, а вторую половину-для выставки. При этом продажи на выставочной территории не проходят. Так как организация использует как торговую площадь до 150 квадратных метров, она может применять ЕНВД.

   Однако учтите, не исключено, что законность этой схемы придется отстаивать в суде, ведь контролеры будут стремиться перевести такого бизнесмена на уплату налогов на общем режиме.

   Дело в том, что понятие «торговый зал» может включать в себя и выставочный зал.

   Так, согласно ст.346.27 НК РФ площадь торгового зала представляет собой часть магазина, павильона (открытой площадки), занятую оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадью контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, рабочих мест обслуживающего персонала, а также проходов для покупателей. Поэтому даже Минфин России разъяснил, что выставочные залы относятся к торговым помещениям и могут быть отнесены к объектам стационарной торговой сети, так как предназначены для обслуживания покупателей и оборудуются соответствующим образом для этой цели (см. письмо от 17.09.2010 № 03-11-11/246).

   Косвенно подтверждает данные аргументы и ФАС Северо-Кавказского окружного суда Постановлением от 24.10.2013 по делу № А25-347/2013. Суд учел, что в помещении выставочного зала никто из работников на постоянной основе не находился, договоры купли-продажи не заключались; образцы мебели из выставочного зала не продавались и покупателям не доставлялись, расчеты с покупателями не производились; продажа товаров, их отгрузка покупателям и расчеты за мебельную продукцию осуществлялись по адресу магазина, где находились торговые, складские помещения. В то же время данное судебное дело нельзя назвать однозначным. Так в аналогичной ситуации в Постановлении ФАС от 15 07 2013 по делу № А79-8172/2012 (Определение ВАС РФ от 18.10.2013 № ВАС-14213/13 по делу № А79-8172/2012) судьи пришли к выводу, что помещение демонстрационного зала не является обособленным от торгового зала магазина где производится расчет с покупателями, поэтому при исчислении ЕНВД эти площади должны учитываться как единая (суммарная) площадь торгового зала.

   Поскольку в проверяемый период площадь торгового зала превысила допустимую (150 кв. м), налогоплательщик утратил право на применение ЕНВД. Ознакомление с товаром (демонстрация товара) является одним из элементов обслуживания покупателей, используемые налогоплательщиком помещения правомерно учтены налоговым органом в составе единого торгового объекта - магазина.

   Чтобы не спорить лишний раз с инспекторами, можно изменить схему, предположим, что вторую половину магазина арендует производственная организация для выставки образцов своей продукции (как и в описанных ранее схемах по рекламе будем считать, что производственная организация продает свой товар вне холдинга).

   Если у инспекторов не будет претензий по поводу получения необоснованной налоговой выгоды путем дробления холдинга на разные компании и ИП и при этом выставочный зал не будет использован для продажи товаров, такую схему легче доказать налоговикам. Конечно, при условии, что у налогоплательщика в наличии будут документы, подтверждающие использование выставочного зала.

   К таким документам относятся договор аренды нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации и т.п.

   Схема 4. Как списать стоимость подарков для покупателей на расходы

   В сложное время кризиса, когда у многих организаций наблюдается спад продаж, для повышения конкурентоспособности нужно дать покупателю что-нибудь безвозмездно, чтобы он произвел покупку.

   Поэтому все чаще встречается реклама, в которой помимо товаров (работ, услуг) за плату говорится еще и о подарках. Например: «При покупке канцтоваров на сумму 3000 рублей, стоимость доставки — бесплатно!» или «Купите две вещи — третья в подарок!» и т.д.

   К сожалению, стоимость этих «даров» нельзя учесть в расходах, так как рекламой их раздача не является.

   Объясним почему.

   В пункте 1 ст.З Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» дано следующее определение: «реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».

   Так как подарок передается в рамках проведения стимулирующего мероприятия, направленного на повышение продаж, то и передача его конкретному покупателю (а не неопределенному кругу лиц) не является передачей в рекламных целях. И потому не учитывается в расходах для налога на прибыль.

   Кроме того, передача товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе приводит к начислению НДС с рыночной цены согласно нормам подп 1 п 1 ст.146 НК РФ.

   Однако и безвозмездной передачей назвать такие подарки назвать нельзя, — в соответствии с п.2 ст.423 ГК РФ безвозмездным считается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления.

   В рассматриваемой ситуации передача дополнительных единиц товаров (работ, услуг) осуществляется по договору, который является возмездным и цена дополнительной единицы включена в цену приобретаемого товара.

   Однако данный факт нужно будет доказать налоговым инспекторам (п.12 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33, Постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.02.2015 № Ф08-10984/2014 по делу № А53-20341/2013).

   То есть компаниям надо попросту указать в рекламе: «При покупке канцтоваров на сумму 3000 рублей, стоимость доставки включена в стоимость канцтоваров!» или «Купите три вещи по цене двух!» и т.д. Тогда организация сможет не только учесть стоимость подарков в расходах, но и не начислит НДС при их передаче покупателю.

   Кстати, при подобном оформлении рекламы не будет проблем и у покупателя Как известно, стоимость подарков облагается у юридических лиц налогом на прибыль (п.8 ст.250 НК РФ), а у граждан от суммы более 4000 рублей - НДФЛ (п.28 ст.217 НК РФ).

   В случае если покупатель «заплатит» за подарки, то никакого лишнего дохода у него не возникнет.

Другие материалы по теме:

ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ С ПОМОЩЬЮ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

РАСХОДЫ НА УПРАВЛЕНИЕ

РАСХОДЫ НА МАРКЕТИНГ

РАСХОДЫ НА НИОКР

ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ТОВАРНЫЙ ЗНАК

ПОСРЕДНИЧЕСКИЙ ДОГОВОР - КОМИТЕНТ И КОМИССИОНЕР ВЗАИМОЗАВИСИМЫ

ДАВАЛЬЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА СЫРЬЯ