Главная \ Статьи \ Статьи по налоговой оптимизации \ Оптимизация налога на прибыль \ Расходы на маркетинг (оптимизация налога на прибыль)

Расходы на маркетинг (оптимизация налога на прибыль)

Маркетинг   Расходы на маркетинг, как и расходы на управление, уменьшают налогооблагаемую прибыль (ставка 20%). Основание - подп.27 п.1 ст.264 НК РФ. В связи с этим холдинговые компании получают возможность экономить на различии налоговых ставок при общем режиме и упрощенной системе налогообложения: 20% и 15% (6%).

   Так же, как и стоимость управленческих услуг, размер расходов на маркетинг сложно проконтролировать. Однако согласно судебной практике как раз данный вид затрат вызывает у контролеров массу вопросов и претензий.

   Как защититься от претензий налоговых органов

   Основные причины отказа налогового органа в признании расходов, - отсутствие экономического эффекта и документального подтверждения затрат.

   Если маркетинговые исследования не дали результат, организациям сложно отстоять свою правоту в суде. В этом случае им приходится доказывать, что исследования были необходимы для того, чтобы компания в будущем получила доход или не понесла убыток, если маркетологи указали, что выходить на тот или иной рынок продаж нецелесообразно.

   Одним из доказательств может быть специальный расчет, отражающий планируемый (а при возможности и фактический) эффект от использования услуг на маркетинг Он не обязательно должен сопровождаться увеличением выручки и количества клиентов компании. Как уже было отмечено, результаты маркетинговых исследований могут быть направлены на предостережение организации от решений, которые могут привести к убыткам, или на сохранение показателей на рынках с усиливающейся конкуренцией.

   Иногда реальность маркетинговых услуг приходится доказывать и тем компаниям, в штате которых уже есть маркетологи. Как показывает арбитражная практика, в этих случаях тоже можно выиграть судебные споры. Ведь наличие в штате маркетологов само по себе не свидетельствуют об экономической необоснованности затрат на маркетинг, так как в обязанности работников согласно должностным инструкциям и трудовым договорам могут не входить услуги, указанные в договоре маркетинга.

   Например, если в договоре отражено, что маркетинговая компания осуществляет анализ конъюнктуры рынка зарубежных стран, а штатные маркетологи в соответствии с должностной инструкцией занимаются только внутрироссийскими исследованиями, организация, скорее всего, выиграет налоговый спор, если все документы на внешний маркетинг оформлены правильно.

   Так, в приказе директора на проведение маркетинговых услуг (он может быть принят на основании протокола собрания учредителей организации) должна быть указана необходимость проведения маркетинговых услуг, определены задачи исследования, напрямую связанные с текущей деятельностью компании.

   Что касается договора, то, по мнению налоговых органов (см., например, письмо ФИС России от 20.02.2006 № ММ-6-03/183@), формулировки «маркетинговые услуги» в договоре быть не должно.

   Это объясняется следующим. В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности термины «маркетинговые услуги», «маркетинговые исследования» отсутствуют. Вместо них введены понятия «исследования конъюнктуры рынка» и «деятельность по выявлению общественного мнения». Именно они должны быть указаны в договоре, причем не общей фразой, а с расшифровкой по отдельным процедурам.

   В договоре также должны быть указаны цели, объект, методы и конкретные направления исследования, территория исследования и их сроки, форма предоставления заказчику отчета и ответственность исполнителей.

   Кроме договора, маркетологи должны составить акт приемки-сдачи услуг и отчет.

   Как показывает практика, отчет должен охватывать период не более одного квартала и включать содержательную информацию в соответствии с техническим заданием клиента (общие фразы, взятые из СМИ или Интернета, в отчете не допускаются). К основному отчету могут прилагаться промежуточные отчеты консультантов.

Другие материалы по теме:

ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ С ПОМОЩЬЮ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

РАСХОДЫ НА УПРАВЛЕНИЕ

РАСХОДЫ НА НИОКР

ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ТОВАРНЫЙ ЗНАК

РАСХОДЫ НА РЕКЛАМУ

ПОСРЕДНИЧЕСКИЙ ДОГОВОР - КОМИТЕНТ И КОМИССИОНЕР ВЗАИМОЗАВИСИМЫ

ДАВАЛЬЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА СЫРЬЯ