Главная \ Статьи \ Статьи по бух. учету и аудиту \ Подготовка финансовой информации (международные стандарты аудита)

Подготовка финансовой информации (международные стандарты аудита)

подготовка финансовой отчетности-2   В соответствии со стандартом (ISRS) МССУ 4410 «Задания по компиляции финансовой информации» под подготовкой (компиляцией) финансовой информации понимается сбор, классификация и обобщение финансовой информации, а также возможная ее трансформация, под которой, в свою очередь, подразумевается преобразование форм финансовой отчетности, подготовленных в соответствии с требованиями национального законодательства, в иные формы финансовой (бухгалтерской) отчетности.

   Рассмотрим случаи, когда может потребоваться задание по подготовке финансовой информации:

  • когда необходимо составить формы финансовой отчетности при наличии регистров бухгалтерского учета, но при отсутствии специалиста в области бухучета в клиентской компании на момент составления форм отчетности;
  • если необходимо подготовить консолидированную (сводную) бухгалтерскую отчетность группы компаний. Консолидированная бухгалтерская отчетность группы формируется путем объединения данных бухгалтерской отчетности взаимосвязанных организаций, входящих в состав данной группы в соответствии с основными принципами составления консолидированной бухгалтерской отчетности, регулируемой соответствующими нормативными документами;
  • если необходимо подготовить бухгалтерскую (финансовую) отчетность по МСФО при наличии готовой отчетности по российским стандартам.

   В такую услугу входят следующие процедуры:

  • изучение и оценка статей учетной политики;
  • изучение правильности документирования учетных операций;
  • сбор необходимой информации для осуществления трансформации;
  • изучение необходимости осуществления корректировок;
  • подготовка отчета аудитора, в котором подробно представлены различия в отраженных хозяйственных операциях по их экономическому содержанию между российскими требованиями бухгалтерского учета и международными требованиями финансовой отчетности;
  • трансформация отчетности, то есть приведение качественных и количественных характеристик в соответствие с требованиями МСФО;
  • подготовка трансформированной отчетности.

   При выполнении задания по подготовке финансовой информации аудитор должен четко соблюдать требования кодекса этики МФБ, однако выполнение требования принципа независимости не является обязательным условием, о чем он должен отметить в своем отчете.

   Перед началом выполнения задания аудитор должен убедиться в том, что клиент понимает условия задания, так как данные процедуры не являются ни аудитом, ни обзорной проверкой, и по результатам не будет выражаться уверенность в достоверности информации. При выполнении этих процедур аудитор не ставит перед собой задачу по выявлению фактов мошенничества и ошибок, тщательной проверки принципов бухгалтерского учета, на основе которых была подготовлена финансовая информация.

   Все свои действия аудитор отражает в рабочих документах.

   Так, при осуществлении процедур подготовки и переработки финансовой информации аудитору необходимо изучить отраслевые особенности бизнеса клиента, финансово-хозяйственную деятельность, систему бухгалтерского учета, действующий документооборот, а также формы и содержание финансовой информации.

   Может случиться так, что часть информации, предоставленной аудитору, содержит искажения или ошибки. В этом случае аудитор должен сделать запрос руководству компании о предоставлении ему дополнительной информации, а также осуществить оценку системы внутреннего контроля. На основании полученных ответов он может протестировать финансовую информацию для получения подтверждения ее достоверности.

   После осуществления процедур аудитор составляет для заказчика отчет, в котором подробно описывает все корректировки, произведенные в соответствии с требованиями международных стандартов, и ссылки на конкретные выдержки из стандартов.

   Для клиента такой отчет существенно облегчает задачу обоснования данных отчетности в случае необходимости этого перед внешними пользователями (акционерами, инвесторами, кредиторами).

   И самое главное: при компиляции финансовой отчетности аудитор не выражает своего мнения о достоверности финансовой отчетности, так как данная услуга не предусматривает процедур проверки, о чем он обязательно заявляет в скомпилированной финансовой информации.

   Следует помнить, что в России при оказании аудиторами сопутствующих услуг экономический субъект несет ответственность за соблюдение действующего законодательства, за полноту и юридическое оформление представляемых документов, точность и достоверность предоставляемой информации, за своевременность предоставления документов, информации, сведений, а также за любые ограничения возможности осуществления аудиторской организацией своих обязательств.

   Российская аудиторская организация полностью или частично освобождается от ответственности за качество оказываемых сопутствующих аудиту услуг и сроки их выполнения в случае предоставления ложной или неполной информации, а также за задержки в ее предоставлении со стороны экономического субъекта.

   Сопутствующие аудиту услуги действия, оказание которых экономический субъект возлагает на аудиторскую организацию, оформляются договором. К договору может прилагаться задание на выполнение работ и оказание услуг. Причем задание должно содержать:

  • перечень вопросов, ответы на которые экономический субъект желает получить от аудиторской организации;
  • перечень источников данных (первичных документов), представляемых аудиторской организации для обработки;
  • перечень документов, которые должны быть созданы аудиторской организацией в результате обработки источников данных с указанием носителя данных (например, бумажный, машинный).

   Результатом оказания сопутствующих аудиту услуг являются документально оформленные результаты (например, расчеты, консультации) и документы (первичные документы, регистры учета, отчетность, справки).

   Аудиторская организация может оформить дополнительно письменную информацию руководству и (или) собственнику экономического субъекта по результатам оказания сопутствующих аудиту услуг. При этом следует действовать в соответствии с ФГСАД № 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника».

 

Другие материалы по теме:

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ АУДИТА

ОЦЕНКА СИСТЕМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

ОСОБЕННОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В ОТНОШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ СТАТЕЙ ОТЧЕТНОСТИ

ОЦЕНОЧНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ СТОРОНЫ И ПОСЛЕДУЮЩИЕ СОБЫТИЯ

АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

ОБЗОРНАЯ ПРОВЕРКА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

АУДИТ БАНКОВ