Главная \ Статьи \ Статьи по бизнесу \ Проверка трудовой инспекции \ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Нарушение трудового законодательства   Ответственность за нарушение трудового законодательства установлена ст.5.27 КоАП РФ, за нарушение правил охраны труда - ст.5.27.1 КоАП РФ

   При этом ответственность может применяться по отношению:

  • к организации,
  • должностному лицу (как правило, руководителю) организации,
  • индивидуальному предпринимателю-работодателю.

   Встает вопрос если организацией-работодателем допущено нарушение трудового законодательства, кто именно будет привлечен к административной ответственности - непосредственно организация, ее руководитель или иное должностное лицо?

   Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к нормам законодательства.

   В силу п.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

   Таким образом, к ответственности привлекается лицо, виновное в совершении административного правонарушения.

   Поэтому при привлечении работодателя к ответственности трудовой инспектор учитывает виновность руководителя (иного должностного лица) или непосредственно организации.

   Обратите внимание!

   Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (п.З ст.2.1 КоАП РФ).

   Это означает, что к административной ответственности могут быть привлечены одновременно и руководитель организации (иное должностное лицо), и сама организация.

   Пленум ВС РФ в п. 15 своего Постановления от 24.03.2005 № 5 разъяснил, что в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено, допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

   Эта позиция применяется судами (см., например, Постановление Московского городского суда от 03.12.2014 № 4а-3249/14).

   При одновременном привлечении к ответственности и к организации, и к ее руководителю может быть применима максимальная ответственность.

   Справедливости ради отметим, что, как правило, трудовые инспекторы (а также и суды) привлекают к ответственности только одного субъекта - либо организацию, либо ее руководителя (иное должностное лицо).

   Приведем реальный пример из практики.

   Трудовая инспекция в процессе проверки выявила следующие нарушения:

  • в трудовом договоре с работником не указаны время его составления, сведения о документах работника, сведения о представителе работодателя, местонахождении места работы, дата начала работы, режим рабочего времени и времени отдыха. При этом данный договор заключен только 1 января 2009 г., тогда как работник приступил к работе с июня 2008 г.;
  • трудовые договоры с отдельными работниками не заключались;
  • согласно квитанциям к приходным кассовым ордерам заработная плата отдельных работников была меньше минимального размера оплаты труда.

   К административной ответственности за эти нарушения была привлечена непосредственно организация, поскольку обязанность соблюдать эти требования трудового законодательства лежит на работодателе, которым является именно организация.

   Все попытки организации переложить ответственность на руководителя не увенчались успехом (Решение Омского областного суда от 15.09.2009 № 77-904(732)(2009г)).

   ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ИЛИ ИНОГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА

   Для должностных лиц организации за нарушение трудового законодательства и требований охраны труда предусмотрен штраф, размер которого зависит от совершенного правонарушения (ст.5.27 и 5.27.1 КоАП РФ).

   Также возможна дисквалификация на срок от одного года до трех лет руководителей, ранее подвергнутых административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (п.5 ст.5.27 КоАП РФ).

   Под должностным лицом организации понимается ее руководитель или другие работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции (примечание к ст.2.4 КоАП РФ).

   При этом административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст.2.4 КоАП РФ).

   На основании этих норм можно сделать вывод, что за нарушение трудового законодательства и требований охраны труда к административной ответственности может быть привлечен не руководитель организации, а иное должностное лицо, непосредственно совершившее правонарушение. Это вывод подтверждает и судебная практика (см., например, решение Пермского краевого суда от 10.09.2012 № 7-808/21-490-2012).

   Постановление о привлечении руководителя организации (иного должностного лица) к административной ответственности в виде штрафа выносит непосредственно трудовой инспектор.

   Размер штрафа также определяет трудовой инспектор.

   В случае несогласия с данным постановлением руководитель организации (иное должностное лицо) вправе обжаловать его вышестоящему должностному лицу Государственной трудовой инспекции или в суд общей юрисдикции.

   Несколько сложнее обстоит ситуация с дисквалификацией.

   Суть дисквалификации заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ (п.1 ст.3.11 КоАП РФ).

   Таким образом, фактически дисквалификация устанавливает запрет на замещение руководящих должностей на определенное время.

   Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Трудовой инспектор вправе наложить на руководителя организации штраф. Дисквалифицировать руководителя без обращения в суд нельзя.

   Чтобы привлечь руководителя организации к ответственности в виде дисквалификации, необходимо соблюдение следующего условия: руководитель ранее уже должен был быть подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение.

   Это означает следующее:

  • именно руководитель (а не сама организация) был ранее привлечен к административной ответственности;
  • руководитель был привлечен к административной ответственности за аналогичное правонарушение.

   Кроме того, есть еще одно условие, наличие которого необходимо для дисквалификации - со дня исполнения предыдущего постановления о привлечении к ответственности должно пройти менее одного года. Об этом условии поговорим ниже.

   Какое правонарушение следует рассматривать как аналогичное?

   Ответ на этот вопрос можно найти в п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5.

   Под аналогичным правонарушением, указанным в ч.2 ст.5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда.

   Например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее - при увольнении другого работника. Эти правонарушения аналогичны.

   Таким образом, дисквалифицировать руководителя можно только в том случае, если ранее он совершил точно такое же правонарушение.

   Приведем еще один пример.

   В ходе проверки выявлено нарушение трудового законодательства - с одним из работников не был заключен трудовой договор. К ответственности за это правонарушение, по мнению трудового инспектора, привлекается руководитель организации.

   Ранее руководитель был оштрафован за непредставление работникам ежегодного дополнительного отпуска и неоплату листков нетрудоспособности.

   В данной ситуации привлечь руководителя к ответственности, предусмотренной ч.2 ст.5.27 КоАП РФ, те. дисквалифицировать его, нельзя, поскольку совершенные правонарушения не являются аналогичными (Постановление ВС РФ от 28.02.2006 № 59-ад06-1).

   Важно также помнить о сроке давности привлечения к ответственности.

   За административные правонарушения, влекущие дисквалификацию, срок давности привлечения к ответственности составляет один год со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - один год со дня его обнаружения (ч.З ст.4.5 КоАП РФ),

   Еще один важный момент.

   Статьей 4.6 КоАП РФ установлено следующее правило: лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

   Президиум ВС РФ в своем Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за IV квартал 2006 года от 07.03.2007 разъяснил: для квалификации действий должностного лица по ч.2 ст.5.27 КоАП РФ имеет значение совершение им нарушения законодательства о труде и об охране труда в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за аналогичное административное правонарушение.

   Применительно к нашей ситуации это означает следующее: если руководитель организации был оштрафован за нарушение трудового законодательства, уплатил штраф и со дня оплаты штрафа до момента совершения нового аналогичного правонарушения истек один год, то за совершение этого аналогичного правонарушения дисквалифицировать руководителя нельзя. Он может быть привлечен к ответственности в виде штрафа.

   Пример 1

   В организации была проведена плановая проверка соблюдения правил трудового законодательства. В ходе проверки выявлено нарушение: заработная плата выплачивалась с задержками до 30 дней.

   По результатам проверки трудовой инспектор составил протокол и вынес постановление от 02.03.2014 о привлечении руководителя организации к административной ответственности в виде штрафа в размере 3000 рублей.

   4 мая 2014 года руководитель организации оплатил штраф.

   18 мая 2015 года трудовой инспектор вновь пришел в организацию ... с целью осуществления внеплановой проверки по заявлению работников.

   В ходе проверки были выявлены те же нарушения - выплата заработной платы за январь, февраль, март 2015 года осуществлялась с задержкой от 10 до 30 дней.

   В этой ситуации при решении вопроса о возможности применения дисквалификации необходимо обратить внимание на следующее.

   Трудовой инспектор пришел с проверкой в организацию по истечении года с даты уплаты руководителем штрафа.

   Однако в ходе проверки выявлено, что повторно аналогичное правонарушение было совершено руководителем в течение года, когда он считался подвергнутым административному наказанию.

   Поэтому в данной ситуации руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности в виде дисквалификации.

   Теперь о процедуре привлечения руководителя организации к административной ответственности в виде дисквалификации.

   Как уже говорилось выше, дисквалифицировать руководителя может только суд.

   Производство по делу об административном правонарушении по ч.5 ст.5.27 КоАП РФ и ч.5 ст.5.27.1 КоАП РФ могут инициировать:

  • должностные лица государственной инспекции труда,
  • прокурор.

   Трудовой инспектор, выявив факт совершения административного правонарушения, составляет протокол.

   Прокурор выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

   Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) (ст.28.8 КоАП РФ).

   В свою очередь, суд, рассмотрев представленные материалы, выносит постановление (решение) о назначении административного наказания в виде дисквалификации либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

   Постановление вступает в силу по истечении 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано или опротестовано (п.1 ст.31.1, п.1 ст.30.3 КоАП РФ).

   Постановление о дисквалификации должно быть немедленно после вступления постановления в законную силу исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности (п.1 ст.32.11 КоАП РФ). Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом.

   Это означает, что после вступления в силу постановления (решения) суда о дисквалификации организация должна немедленно расторгнуть с руководителем трудовой договор.

   Трудовое законодательство предусматривает возможность прекращения трудового договора в связи с дисквалификацией (п.8 ст.83 ТК РФ).

   Отметим, что дисквалификация подразумевает запрет на управление организацией, т.е. на занятие должности руководителя организации (а также запрет занимать должности в исполнительном органе управления организации или входить в совет директоров, наблюдательный совет).

   Если дисквалифицированный руководитель останется работать в этой же организации на должности, не связанной с управлением организацией, законодательство нарушено не будет.

   Более того, прекращение трудового договора в связи с дисквалификацией допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ч.2 ст.83 ТК РФ).

   Обратите внимание!

   Постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения юридическими лицами.

   Такое постановление должно быть исполнено с момента его вступления в законную силу (ст.31.2 КоАП РФ).

   В противном случае организация может быть привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере до 100 ООО рублей (п.2 ст.14.23 КоАП РФ).

   Такая же ответственность предусмотрена и для организаций, заключивших договор с дисквалифицированным лицом.

   Ответственность за осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению организацией предусмотрена и для самого дисквалифицированного лица.

   Дисквалифицированный руководитель может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 5000 рублей (п.1 ст. 14.23 КоАП РФ).

   Как организация может узнать о том, что ее руководитель дисквалифицирован?

   Сразу отметим, что специально уведомлять организацию-работодателя или организацию, планирующую заключить договор с руководителем, никто не обязан.

   Здесь организации следует проявить инициативу.

   Реестр дисквалифицированных лиц в настоящее время формирует и ведет Федеральная налоговая служба. Порядок предоставления сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц, утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 № 615 (далее - Порядок предоставления сведений).

   В реестре указываются следующие сведения о дисквалифицированном лице:

  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, местожительства;
  • в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
  • дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (указывается статья ТК РФ), наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;
  • срок дисквалификации;
  • даты начала и истечения срока дисквалификации;
  • наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;
  • сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;
  • основания исключения из реестра дисквалифицированных лиц;
  • дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.

   Суд, принявший постановление о дисквалификации, направляет его копию в ФНС России.

   На основании полученных данных формируется реестр дисквалифицированных лиц.

   Информация, содержащаяся в реестре, является открытой. Заинтересованные лица вправе получать такую информацию за плату (п.З ст.32.11 КоАП РФ).

   Для получения информации организация должна направить запрос в ФНС России.

   В ответ на запрос ФНС выдает либо выписку из реестра о конкретном дисквалифицированном лице, либо справку об отсутствии в Реестре дисквалифицированных лиц информации о запрашиваемом лице.

   В письме ФНС от 29.12.2011 № ПА-4-6/22455@ приведена рекомендуемая форма запроса о представлении информации из Реестра дисквалифицированных лиц.

   Обратите внимание!

   Информация о дисквалифицированных лицах предоставляется за плату в размере одного МРОТ (100 рублей).

   Квитанцию необходимо приложить к запросу.

   Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет 5 дней с даты получения соответствующего запроса (п. 10 Порядка о предоставлении сведений).

   При наличии сведений о проверяемом лице в Реестре инициатору запроса выдается выписка из Реестра, по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 № 615, а при отсутствии информации - соответствующая справка.

   ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ

   За нарушение трудового законодательства ст.5.27 КоАП РФ предусматривает штрафы для организаций, размер которых зависит от совершенного правонарушения.

   Заметим, что с 1 января 2015 г. размер штрафов значительно вырос.

   Так, за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, размер штрафа для организаций составляет от 50 000 до 100 000 рублей (п.З ст.5 27 КоАП РФ).

   За иные нарушения трудового законодательства размер штрафа для организации составляет от 30 000 до 50 000 рублей (п.1 ст.5.27 КоАП РФ).

   При повторном совершении аналогичного правонарушения размер штрафа увеличивается в два раза.

   Кроме того, с 1 января 2015 года статьей 5.27.1 КоАП РФ установлена специальная ответственность за нарушение требований охраны труда.

   За нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение, организация может быть оштрафована на сумму от 60 000 до 80 000 рублей (п.2 ст.5.27.1 КоАП РФ).

   За допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня, обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, размер штрафа для организации составит от 110 000 до 130 000 рублей (п.З ст.5.27.1 КоАП РФ).

   За необеспечение работников средствами индивидуальной защиты на организацию может быть наложен штраф в размере от 130 000 до 150 000 рублей (п.4 ст.5.27.1 КоАП РФ).

   За все другие нарушения требований охраны труда размер штрафа для организаций составляет от 50 000 до 80 000 рублей (п.5.27.1 КоАП РФ).

   На нарушение требований охраны труда возможно также административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (п.5 ст.5.27.1 КоАП РФ).

   При повторном совершении аналогичного правонарушения размер штрафа возрастает, кроме того возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (п 5 ст.5.27.1 КоАП РФ).

   Кодекс об административных правонарушениях предусматривает также следующие виды правонарушений в области трудовых отношений и наказания за них.

   Уклонение работодателя (его представителя) от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 рублей (ст.5.28 КоАП РФ).

   Непредставление работодателем (его представителем) в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 рублей (ст.5.29 КоАП РФ).

   Необоснованный отказ работодателя (его представителя) от заключения коллективного договора, соглашения влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 рублей (ст.5,30 КоАП РФ).

   Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 рублей (ст.5.31 КоАП РФ).

   Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 рублей (ст.5.32 КоАП РФ).

   Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет наложение административного штрафа в размере от 2000 до 4000 рублей (ст.5.33 КоАП РФ).

   Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки влечет наложение административного штрафа в размере от 4000 до 5000 рублей (ст.5.34 КоАП РФ).

Другие материалы по теме:

ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ

ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ

ВНЕПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ

ВЫЕЗДНЫЕ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ

ДОКУМЕНТАРНЫЕ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ

ОСНОВНЫЕ ПРАВА ТРУДОВЫХ ИНСПЕКТОРОВ

ПРАВА РАБОТОДАТЕЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ ТРДОВОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ

ОБЖАЛОВАНИЕ АКТА ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ

ОСПАРИВАНИЕ ПРЕДПИСАНИЯ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

ПРОТОКОЛ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ О ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЯХ

ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

СРОК ДАВНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

КОГДА РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ МОЖНО ОТМЕНИТЬ

МАЛОЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

ТРУДОВОЙ ДОГОВОР

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ