Главная \ Статьи \ Статьи по бизнесу \ Налоговые проверки \ Оспаривание результатов налоговой проверки

Оспаривание результатов налоговой проверки

  База-1 (изм)

   С 1 января 2014 г. все акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе (Федеральный закон от 02.07.2013 № 153-ФЗ).

   Для того чтобы обжаловать решение налогового органа, необходимо подать жалобу.

   Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права (ст. 138 НК РФ).

   Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта налогового органа или совершение обжалуемого действия его должностным лицом.

   Решение о приостановлении исполнения обжалуемого акта или совершения обжалуемого действия принимается вышестоящим налоговым органом. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

   Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган.

   Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.

   В жалобе указываются:

  1. фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
  2. обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
  3. наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
  4. основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  5. требования лица, подающего жалобу.

   Пример

   АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ЖАЛОБА

   о признании частично недействительным Решения Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по г. Москве от 10.08.2013 № 15/10305 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения

   Инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по г. Москве (далее — Инспекция, налоговый орган, проверяющие) была проведена выездная налоговая проверка в отношении ООО «Аэро», по результатам которой вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.       

   Данным решением налоговым органом было решено:

  1. предложить уплатить штраф в размере 54 500 рублей;
  2. внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

   Общество частично не согласно с решением Инспекции по следующим основаниям.

   УПЛАТА ШТРАФА

   Неудержание и неперечисление налоговым агентом (Обществом) суммы НДС в бюджет. Общество подлежит привлечению к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в сумме 54 500 руб.

   Позиция Инспекции

   За неправомерное неудержание и (или) неперечисление суммы налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, Общество подлежит привлечению к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в сумме 54 500 руб.

   Позиция Общества

   В ходе камеральной проверки по деклараций по налогу на добавленную стоимость за IV квартал 2012 г. в адрес Общества было выставлено требование № 15-20/1334 от 14 февраля 2013 г. При ответе на данное требование Обществом были представлены все документы, а именно: договора на оказание услуг; счета-фактуры; платежные поручения, подтверждающие уплату НДС; бухгалтерские справки на уплату НДС; счета по оказанным услугам.

   В акте Инспекция за неправомерное неудержание и (или) неперечисление суммы налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, привлекает Общество к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в размере 54 500 руб.

   Ввиду того, что Инспекция не привела конкретных нарушений (наименование контрагента, номер договора, сумму (размер) неуплаченного НДС), довод Инспекции считаем несостоятельным.

   На основании вышеизложенного считаем привлечение к налоговой ответственности Общества по ст. 123 НК РФ в размере 54 500 руб. незаконным.

   Вышеизложенные доводы Общества свидетельствуют о необоснованности решения ИФНС России № 31 по г. Москве в части описанного эпизода.

   На основании вышеизложенного, а также в соответствии со ст. 100,101,101.1 НК РФ

   ПРОШУ:

   1. Признать решение Инспекции Федеральной налоговой службы № 31 от 10.08.2013 № 15/10305 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным в части:

— п. 3.2. уплаты штрафа в размере 54 500 рублей.

   Приложения:

  1. декларация по НДС;
  2. платежные поручения об уплате налога.

   Генеральный директор             А. А. Семинихин

   По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган:

  1. оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
  2. отменяет акт налогового органа ненормативного характера;
  3. отменяет решение налогового органа полностью или в части;
  4. отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;
  5. признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу (ст. 140 НК РФ).

   Если вышестоящий налоговый орган не удовлетворил жалобу налогоплательщика, то налогоплательщик может подать исковое заявление в суд.

   Заявление о признании решения по налоговой проверке недействительным может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщику стало известно о вступлении решения в силу (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

   Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно содержать:

  1. наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
  2. название, номер, дату принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
  3. права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
  4. законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
  5. требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

   К исковому заявлению необходимо приложить следующие документы:

  1. доказательства, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и приложенных к нему документов;
  2. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки или уменьшении размера государственной пошлины;
  3. документы, подтверждающие обстоятельства, обосновывающие требования;
  4. копии свидетельств о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  5. доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления;
  6. копии определений суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска;
  7. документы, подтверждающие соблюдение претензионного или иного досудебного порядка;
  8. проект договора, если заявлено требование о понуждении заключить договор.

   Выводы из судебной практики

  1. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление ИФНС, выданное в отношении организации, является исполнительным документом, который вынесен органом, осуществляющим контрольные функции. Следовательно, действия судебного пристава-исполнителя, осуществляемые в рамках исполнения требований, содержащихся в указанном постановлении, могут быть обжалованы организацией исключительно в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 128 ФЗ «Об исполнительном производстве», путем подачи соответствующего заявления в арбитражный суд (Определение Ленинградского областного суда от 31.01.2013 № 33-373/2013).
  2. Решение ИФНС подлежит признанию недействительным, если ИФНС не дала оценку полученному ею Письму, которое необходимо квалифицировать как ходатайство об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.10.2012 по делу № А20-895/2012).

   Выводы Минфина РФ и ФНС

  1. В соответствии со ст. 137 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Жалоба на решение Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации подается налогоплательщиком в ФНС России в порядке, установленном ст. 139 Кодекса. При этом на основании ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», а также п. 3 ст. 31 Кодекса вышестоящим налоговым органам предоставлено право отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений федеральным законам и иным нормативно-правовым актам (Письмо ФНС России от 17.04.2013 № ЕД-4-3/7123@).
  2. Вопросы правомерности предъявления налоговых претензий по результатам налоговой проверки, проведенной Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, должны разрешаться в определенной процессуальной форме при обжаловании налогоплательщиком актов ненормативного характера налогового органа в порядке, предусмотренном гл. 19,20 Налогового кодекса Российской Федерации (Письмо ФНС РФ от 20.02.2012 № АС-20-2/178).

   Рекомендации налогоплательщикам

  1. С 1 января 2014 г. обжаловать решение ИФНС можно, только подав сначала заявление в вышестоящий налоговый орган, и лишь затем можно обратиться в суд.
  2. Жалоба подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган.