Главная \ Статьи \ Статьи по бизнесу \ Налоговые проверки \ Общие понятия налоговых проверок

Общие понятия налоговых проверок

   С налоговыми проверками сталкиваются все налогоплательщики. В Налоговом кодексе РФ отсутствует понятие налоговых проверок, вместе с тем ст. 82 НК РФ разъясняет понятие налогового контроля. При этом в Налоговом кодексе установлены два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Иные проверки в НК РФ не предусмотрены. Вместе с тем на практике компании сталкиваются с тем, что помимо данных видов проверки налоговые органы в рамках проверки контрагентов осуществляют встречные проверки, кроме того, в налоговом законодательстве предусмотрена проверка ценообразования. Сами мероприятия налогового контроля могут осуществляться как налоговыми органами самостоятельно, так и совместно с органами МВД.

   Налоговые проверки: понятие, виды

   Налоговая проверка представляет собой мероприятия налогового контроля, осуществляемые налоговым органом в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

   Согласно ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

   Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

   Прежде всего надо отметить, что в действующем законодательстве нет понятия «встречная проверка». Такое понятие существовало до 1 января 2007 г., однако в дальнейшем из налогового законодательства оно было исключено. Но это совсем не значит, что «встречные проверки» как таковые не проводятся. В настоящее время «встречные проверки» осуществляются в рамках ст. 93.1. «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках».

   Также налоговые проверки подразделяются на:

  • плановые;
  • внеплановые (Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ ред. от 12.11.2012 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

   Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года.

   Также отдельно можно выделить проверку налоговыми органами кассовой дисциплины. Согласно ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (ред. от 25.06.2012, с изм. от 07.05.2013) налоговые органы:

  • осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона;
  • осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
  • проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;
  • проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков.

   Еще один самостоятельный вид проверок - проверка трансфертного ценообразования. Проверка соответствия цен, используемых налогоплательщиком по сделкам со взаимозависимыми лицами, рыночным ценам выделена в отдельный вид налоговых проверок.

   Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ст. 105.17 НК РФ). Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не вправе проводить две и более проверок в отношении одной сделки (группы однородных сделок) за один и тот же календарный год.

   Налоговые органы осуществляют проверки как самостоятельно, так и совместно с органами МВД.

   В большинстве случаев налоговые проверки проводятся налоговыми органами самостоятельно.

   Для проведения камеральных проверок сотрудники полиции не привлекаются.

   Порядок взаимодействия налоговых органов и полиции при проведении совместных выездных проверок определен Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009.

   К случаям привлечения сотрудников МВД к проверкам относятся:

  1. наличие у налоговиков необходимости проверить с участием сотрудников органов внутренних дел имеющиеся данные о нарушениях налогового законодательства;
  2. назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов, которые налоговикам направили органы внутренних дел в порядке п. 2 ст. 36 НК РФ;
  3. необходимость участия полиции в проведении конкретных мероприятий налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т. д.);
  4. необходимость помощи налоговым органам со стороны сотрудников полиции в случаях, когда налогоплательщик препятствует законной деятельности проверяющих, а также защита налоговых инспекторов при исполнении ими должностных обязанностей.

   Выводы для налогоплательщиков

   Налоговым кодексом РФ предусмотрены только два основных вида проверок.

   Согласно ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

  1. камеральные налоговые проверки;
  2. выездные налоговые проверки.

   На практике налогоплательщики могут столкнуться с иными видами налоговых проверок.

   С 2012 г. был введен такой вид контроля, как проверка исполнения соглашения о ценообразовании (ст. 105.23 НК РФ).

Полное бухгалтерское сопровождение (подробнее…)

Оставьте заявку на ведение бухгалтерского учета