Главная \ Статьи \ Статьи по бизнесу \ Проверка трудовой инспекции \ КОГДА РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ МОЖНО ОТМЕНИТЬ

КОГДА РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ МОЖНО ОТМЕНИТЬ

Отмена акта трудовой инспекции   Закон № 294-ФЗ регламентирует порядок проведения проверок. И проверяющие органы, в нашем случае трудовые инспекторы, обязаны соблюдать процедуру проведения проверки.

   Несоблюдение отдельных требований Законом № 294-ФЗ рассматривается как грубое нарушение установленных правил. И если трудовой инспектор при проведении проверки допустил такое грубое нарушение своих обязанностей, организация или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в вышестоящий орган или в суд с заявлением об отмене результатов проверки.

   Результаты проверки, проведенной с грубыми нарушениями, не могут являться доказательствами нарушения организацией или предпринимателем требований трудового законодательства.

   Поэтому, если проверяемая организация (предприниматель) полагает, что при проверке были допущены грубые нарушения, необходимо составить заявление с указанием факта грубого нарушения и представить его в вышестоящий орган либо в суд.

   Обратите внимание!

   Заявление представляется в суд общей юрисдикции. Арбитражным судам данные споры не подведомственны. Арбитражному суду подведомственны жалобы на ненормативные правовые акты, которые приняты в связи с осуществлением организациями предпринимательской или иной экономической деятельности и нарушают их права и законные интересы в указанной сфере деятельности. Если спор возникает из трудовых правоотношений, он подведомствен суду общей юрисдикции и не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

   Теперь остановимся на том, какие именно нарушения законодатель относит к грубым.

   Перечень таких грубых нарушений приведен в ст.20 Закона № 294-ФЗ.

   К грубым нарушениям применительно к проверкам трудовой инспекции относятся:

   1. Несоблюдение периодичности проведения плановых проверок (ч.2 ст.9 Закона № 294-ФЗ). Частью 2 ст.9 Закона № 294-ФЗ установлено, что плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года.

   Обращаем внимание, что данное требование распространяется только на плановые проверки.

   Если, например, в мае 2010 года трудовая инспекция проводила в организации плановую проверку, а в январе 2011 года трудовой инспектор пришел в ту же организацию с внеплановой проверкой, грубого нарушения правил проведения проверки нет. В данной ситуации вообще нет никаких нарушений;

   2. Отсутствие оснований для проведения плановой проверки (ч.З ст.9 Закона № 294-ФЗ).

   3. Несоблюдение сроков уведомления о проведении проверки (ч.12 ст.9, ч.16 ст.10 Закона № 294-ФЗ).

   4. Привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций (п.7 и п.9 ст.2 Закона № 294-ФЗ). В этой связи отметим, что к проверке могут привлекаться эксперты или экспертные организации.

   Однако ситуации, когда необходимо мнение эксперта, не так многочисленны.

   Привлечение эксперта может, например, понадобиться для расследования несчастного случая на производстве;

   5. Отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки (п.2 ч.2, ч.З ст.10 Закона № 294-ФЗ).

   6. Нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (ч.2 ст.13 Закона № 294-ФЗ).

   Напомним, что в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год;

   7. Проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя (заместителя) органа государственного или муниципального контроля (ч.1 ст.14 Закона № 294-ФЗ).

   Проверка как плановая, так и внеплановая проводится по распоряжению (приказу) руководителя или заместителя руководителя трудовой инспекции.

   Заверенную печатью копию этого распоряжения трудовой инспектор обязан вручить руководителю организации (индивидуальному предпринимателю) или их доверенным лицам.

   Поскольку такое распоряжение является основанием для проведения проверки, при его отсутствии трудовой инспектор проводить проверки не вправе.

   Работодатель, в свою очередь, вправе не допустить трудового инспектора на территорию организации и не представлять ему документы для проверки:

  • затребование документов, не относящихся к предмету проверки (п.З ст.15 Закона № 294-ФЗ);
  • превышение установленных сроков проведения проверки (п.6 ст.15 Закона № 294-ФЗ).

   Если проверяемая организация не относится к субъектам малого предпринимательства, срок проведения проверок составляет 20 рабочих дней. Этот срок установлен как в отношении документарных, так и выездных проверок;

   8. Непредставление акта проверки (ч.4 ст.16 Закона № 294-ФЗ).

   Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки (п.4 ст.16 Закона № 294-ФЗ).

   То есть трудовой инспектор сразу после окончания проверки должен вручить акт представителю проверяемого работодателя.

   Отметим, что грубым нарушением является непредставление акта. Если же акт будет вручен трудовым инспектором работодателю с опозданием, этот факт не будет признаваться грубым нарушением. Соответственно, для отмены результатов проверки одного факта несвоевременного вручения акта проверки недостаточно;

   9. Проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план (ч.З ст.9 Закона № 294-ФЗ).

   Отметим, что такое нарушение законодательства трудовыми инспекторами практически не допускается.

   Работодателю легко проверить план проверок на очередной год, обратившись к информации, содержащейся на официальном сайте Роструда;

   10. Проведение выездной проверки с участием экспертов и экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводится проверка (ч.З ст.12 Закона № 294-ФЗ).

Другие материалы по теме:

ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ

ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ

ВНЕПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ

ВЫЕЗДНЫЕ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ

ДОКУМЕНТАРНЫЕ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ

ОСНОВНЫЕ ПРАВА ТРУДОВЫХ ИНСПЕКТОРОВ

ПРАВА РАБОТОДАТЕЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ ТРДОВОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ

ОБЖАЛОВАНИЕ АКТА ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ

ОСПАРИВАНИЕ ПРЕДПИСАНИЯ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

ПРОТОКОЛ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ О ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЯХ

ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

СРОК ДАВНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

МАЛОЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

ТРУДОВОЙ ДОГОВОР

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ