Главная \ Статьи \ Статьи по бух. учету и аудиту \ Статьи \ Нереальность условий проводимых операций

Нереальность условий проводимых операций

Реальная сделка   Сделки с контрагентами должны быть реальными.

   Например, налоговый орган заинтересует ситуация, когда компания не имеет контактных данных контрагента не выполняет свои обязательства перед ним (например, не платит за полученный товар), но при этом поставщик не требует деньги и не взыскивает штраф. Либо организация покупает сырье в большем количестве, чем нужно Или приобретает сырье, которое использует в производстве определенных видов продукции, но списывает пропорционально объемам на каждый вид продукции без разбора - потребовалось оно или нет. Либо когда у организации отсутствуют транспортные расходы по доставке сырья и все грузчики и кладовщики отрицают его наличие на складе. Данный список можно продолжать очень долго.

   Также вызовет подозрение деятельность фирм без сотрудников или, например, организация с сотрудниками, у которых нет рабочих мест: столов, стульев и пр., нет коммунальных расходов, затрат на рекламу и других обязательных платежей, без которых фирма не могла бы существовать. Подозрительно когда все сотрудники вспомогательной компании - бывшие работники основной организации. Тем более, если все они в короткий срок уволились по собственному желанию и пришли на работу на новое предприятие.

   Приведем пример, когда все эти признаки могут быть соединены воедино. Причем как ни странно, подобное очень часто встречается в искусственно созданных холдингах. У организации был транспортный цех. Все сотрудники этого цеха увольняются, конечно же, одновременно и, естественно, по собственному желанию.

   Далее схема развивается, как правило, так. Все водители:

  • либо становятся ИП (чего в жизни опять же не бывает и при допросе этих «предпринимателей» схема раскрывается),
  • либо устраиваются на работу к одному работодателю.

   Плюсы этой схемы понятны: организация на общем режиме покупает услуги транспортной компании, применяющей спецрежим, или ИП на УСН либо патенте, чем экономит на налоге на прибыль. А при использовании предпринимателя еще и получает более дешевые наличные средства. Также применяются пониженные ставки страховых взносов, начисляемых на зарплаты водителей, которые работают у «упрощенца» (патентщика).

   Однако доказать правомерность такой схемы налоговикам очень сложно (см., к примеру, Определение ВАС РФ от 11.04.2014 № ВАС-3624/14 по о2 А03'5378/2013). Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23.07.2014 по делу № А53-18764/2013).

   Камнем преткновения помимо самих водителей являются машины. Как правило, изначально они были куплены на основное предприятие. Продавать транспорт на «упрощенца» либо ИП на патенте невыгодно, так как придется заплатить налоги, которые вторая сторона не сможет полностью зачесть. Тогда единственным выходом является сдача в аренду автомобилей.

   Получается, что организация, имея свои машины, сдает их в аренду компании или ИП, где трудятся свои же бывшие работники. Зачем? Ведь даже если доказать, что последние обманули и ушли в другой бизнес, встанет вопрос, почему продолжаются отношения? И не легче ли тогда набрать новый персонал.

   Давайте рассмотрим, как могло быть в реальности.

   У организации несколько видов деятельности. И для развития транспортных услуг либо с целью продажи части бизнеса выделяется отдельное юридическое лицо, на которое переводятся машины и работники.

   В другом варианте у компании может быть несколько собственников. Между ними возникает конфликт, в связи с чем один из учредителей забирает часть бизнеса с водителями и транспортом себе. Новая фирма как и в прошлом случае, возникает путем выделения. Так как она является новым юридическим лицом, то сразу может перейти на УСН (конечно при соблюдении всех условий, указанных в ст.346.12 НК РФ). Организация начинает свою деятельность, делает рекламу. Но пока других клиентов нет, оказывает услуги только бывшей компании, из которой выделилась.

   Таким образом, во внутрихолдинговых отношениях, как правило, есть шанс создать правильную схему работы и обосновать ее контролерам.

   Однако в случаях намеренного использования технических компаний и фирм-однодневок сделать это практически невозможно. И, конечно же, обидно, когда в отношениях с реальным контрагентом налоговая инспекция ищет подвох и обвиняет покупателя в получении необоснованной налоговой выгоды.

Теги налоговое консультирование налоговая оптимизация