Главная \ Статьи \ Статьи по бух. учету и аудиту \ Статьи \ Как заводят уголовные дела при налоговых правонарушениях

Как заводят уголовные дела при налоговых правонарушениях

Защита бизнеса   Правоохранительные органы, а в частности следователь, получают документы, подтверждающие, что в вашей организации произошло уголовное налоговое правонарушение.

   После этого он вправе завести уголовное дело. Причем необязательно, что при этом понадобится подтверждение из налоговой инспекции. Следователь может сам, независимо от ответа налоговых органов, возбудить уголовное дело.

   Откуда правоохранительные органы получат информацию?

   Перечислим основные источники:

  • Из результатов налоговых или иных проверок.

   Если с налоговиками все понятно: доказав умышленную недоимку на сумму более 5 миллионов рублей, они вправе передать данные для дальнейшего возбуждения следствия, то в отношении иных проверяющих часто возникает вопрос: почему они информируют правоохранительные органы о налоговых нарушениях?

   Все просто: со всеми ведомствами подписаны регламенты об обмене информацией, и, если при проверке контролеры СЭС, Росприроднадзора и прочих органов увидят доказательства налоговой схемы, данные могут дойти до следователя. Например, в практике был случай, когда после проверки некоммерческой организации сотрудниками Минюста по истечении месяца зашла речь об уголовной ответственности ее руководителя за неуплаченные налоги по деятельности НКО. Параллельно была санкционирована налоговая проверка;

  • Из заявлений сотрудников (в том числе бывших), конкурентов или третьих лиц.

   К таковым относят и сотрудников банка, которые в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ получили еще больше возможностей по контролю уплаты налогов и денежных средств на счетах юридических либо физических лиц.

   Например, банкиры требуют у организаций, в которых обслуживают расчетные счета, не только годовую, но и промежуточную отчетность, сверяют ее показатели с банковскими выписками, с суммой реально уплаченных налогов и плановыми показателями налоговой нагрузки по данным ФНС России. Далее, в случае больших расхождений, предоставляют информацию в налоговые либо правоохранительные органы.

   Также информация попадет контролерам, если сотрудники банков выявят транзитные платежи на организации, которые недавно были открыты, т.е. обнаружат, что эти организации получают значительные суммы денег и тут же перечисляют их дальше, при этом не уплачивая налоги. Подобные признаки банковского контроля указаны в письме ЦБ РФ от 31.12.2014 № 236-Т и в Методических рекомендациях о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов, утв. Банком России от 13.04.2016 № 10-МР.

   Кроме того, источниками возбуждения уголовного дела могут быть документы обслуживающих аудиторских компаний. Несмотря на то, что согласно ст.9 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЭ «Об аудиторской деятельности» аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и составленные аудиторской организацией и ее работниками, правительство планирует дать право налоговикам запрашивать документы и информацию от аудиторских компаний по деятельности их клиентов при проведении налоговых проверок.

   На сегодняшний день контроль документов и информации, полученной от клиентов аудиторскими организациями, пока что проводится через само-регулируемые организации и сотрудников Росфиннадзора, которые при проверке просят аудиторов снять копии не только с рабочих документов заинтересовавших их лиц, но и предоставить все аудиторские отчеты с ошибками аудируемых организаций.

   Что же касается «доносов» бывших сотрудников и конкурентов, практика их использования в работе налоговыми инспекторами обширна.

   Причем защищает осведомителей даже Конституционный суд. Так, в Определении от 22.12.2015 № 2906-0 он запретил раскрывать проверяющим органам персональные данные лиц, подающих жалобы.

  • Из информации в СМИ, в том числе той, которая помещена в Интернете: на сайтах или, например, в соцсетях.

   Допустим, организацию обвиняют в неуплате налогов. Руководство, чтобы не платить по долгам, санкционирует ее банкротство, при этом сайтом и телефонами компании пользуется новое юрлицо, оно купило все старые активы за бесценок, имеет персонал - сотрудников организации банкрота, договоры с контрагентами также заключаются на новую компанию. Налицо сокрытие активов и самого бизнеса от налогового контроля.

   Либо возможен такой случай. Сотрудники организации получают небольшую официальную зарплату, при этом в соцсетях выставляют фотографии с дорогостоящего отдыха, сообщают о покупках дорогих квартир, машин и пр. Данные факты могут привести к налоговой проверке и в случае выявления умышленных схем по неуплате страховых взносов и НДФЛ к уголовной ответственности.

Теги налоговое консультирование защита бизнеса налоговые правонарушения